Не знаю, что делать…
Жанр рассказа о новом спектакле – репортаж или рецензия – подразумевает, что надо пересказать содержание спектакля.
Но если начну это делать, то буду вынуждена раскрыть все загадки.
И не думаю, что будущие зрители, которые придут на детскую оперу-игру «Маленький трубочист» в Московский Камерный музыкальный театр имени Бориса Александровича Покровского, станут благодарить меня.
Вы видели когда-нибудь счастливого любителя детектива, которому в самом начале чтения новой книжки рассказали, кто же в конце будет преступником?
Так что выход у меня один – поделиться с вами тем, чему удивилась я.
А вот удивительного в театре Покровского всегда хватает!
Прежде всего, необычно то, что из жанра оперы, который не слишком популярен среди детей, а то и взрослых, постановщики театра создали удивительное действо, полное сюрпризов.
Как вам дирижер, который вместо того, чтобы идти к оркестру, выходит на сцену и начинает… петь? Да, что там петь! Сам садится за рояль!
И лишь много позже идет к оркестру.
Как? Как возможно успеть дирижировать и держать «в руках» все действо? Может, ну их «причуды» режиссера? Дирижер Алексей Верещагин не сдавался:
— Было непросто! Но это колоссальный опыт! Зрителям нравится, я это чувствую, они откликаются, а это главное! Значит, задумка режиссера была правильной.
Да, взрослые были на сцене, но много больше было на ней детей, в разы (!) больше! Хор тоже детский. И вот, что еще удивило: если перед спектаклем зрительный зал шумел, стоял настоящий гул, ну, все как обычно в детской аудитории, то с начала спектакля было тихо, т.е. совершенно тихо. Вы хотите, чтобы я еще какие-то оценки давала?
А почему так получилось? Да потому, что юные актеры не роли исполняли — для них опера «Маленький трубочист» стала увлекательной игрой. И в эту оперную историю они вовлекли всех своих гостей.
В первой части спектакля собственно спектакля-то и не было. Сначала тот самый веселый дирижер вместе с актерами готовились к тому, чтобы разыграть пьесу… и готовили зрителей.
Да! Зрители стали полноправными участниками действа: разучивали песни, изображали разных животных. У каждой части зала была своя роль!
Игра в оперу оказалась такой интересной, что даже в антракте маленькие зрители бросились к столам с бумагой и карандашами выполнять задание, которое дали артисты в первой части действа: нужно было нарисовать свое представление истории, о которой идет речь на сцене.
Взрослые тоже активно включились в процесс: они старались помочь своим детям подсказками, советами, а то и сами пытались что-то нарисовать:
— Нарисуй окна!
Но дети сдавать позиции не собирались:
— Это крыша!
Мама шестилетнего Артема вмешалась в самом конце, когда надо было подписывать работу:
— Шестерка в другую сторону пишется.
Мама просто не понимает, что в сказочной стране все по-другому! Здесь волшебные даже цифры, и они совсем необязательно пишутся в ту же сторону, как в нашем, реальном, мире.
В общем, во втором отделении гости уже воспринимали оперу не как зрители, а как полноправные участники.
Я обещала ничего не рассказывать о самом действе, хотя вы даже представить не можете, как хочется поделиться всем, что я знаю. Но слово есть слово!
А вот что я не буду хвалить тех, кто мне особо понравился, такого слова не давала.
Вы даже не представляете, как замечательно играл (а в данном случае играл + пел) главный герой Сэм – семилетний Глеб Блинов. Его секрет прост:
— Мне очень нравится играть!
Чудесен был оркестр. Оказалось, что веселый дирижер может не только быть великолепным артистом, играть на рояле, но и виртуозно управлять музыкантами.
Уже как человек взрослый и опытный я была просто поражена работой тех, кто оформил спектакль. Костюмы, свет, декорации, — все удивляет.
И это не только моя личная оценка. Ольга Козлицына со своим сыном Мишей заядлые театралы. Тем сложнее их чем-то удивить, но они выходили из зала после спектакля с горящими глазами:
— Сейчас многие театры устраивают интерактив со зрителями. Но здесь это было так по-доброму, так необычно, так свежо.
Даже искушенные зрители – журналисты — в день премьеры не критиковали, не придирались на пресс-конференции, а больше хвалили и высказывали слова благодарности всем создателям этого оперного чуда.
И все-таки… как удалось придумать такое необычное действо, в которое вовлечены актеры, зрители и музыканты (про журналистов я и не говорю :))?
Слово режиссеру спектакля – Михаилу Кислярову:
— Вы не поверите: все это… от страха. Я давно не работал с детьми. И когда пришло время взяться за эту постановку, я даже не знал, как подойти к этим детям эпохи планшетов и смартфонов. Но все оказалось замечательно. Они схватывали на лету, часто даже быстрее, чем их взрослые коллеги. Работать с ними было – одно удовольствие.
Благодарность зрителям!
Ну, что ж. А все-таки может спросить читатель нашего журнала. Так что же это был за спектакль? Ответ прост. Приходите в театр Бориса Покровского и ответ на этот вопрос Вы увидите сами.
Надежда Бердникова
В материале использованы фотографии, предоставленные
Московским Камерным музыкальным театром имени Б. А. Покровского
Для справки:
Впервые эта опера Бенджамина Бриттена была поставлена в Камерном музыкальном театре под названием «Давайте создадим оперу!» в 1979 году (реж. Арне Микк).
Тогда открылась новая важная страница в истории коллектива — в театре появилась постоянная детская группа, основателем и бессменным руководителем которой является известный хормейстер Елена Озерова.
Спектакль счастливо прожил более тридцати лет, на нем выросло несколько поколений зрителей — многие из столичных меломанов до сих пор вспоминают, как в детстве смотрели его в старом помещении театра на Соколе.
Другие материалы: