Необычную идею о переносе начала учебного года на более поздний срок подал помощник президента РФ Игорь Левитин.
Эту инициативу он объяснил желанием максимально использовать так называемый бархатный сезон, чтобы увеличить поток туристов.
«Почему всем надо идти в школу 1 сентября? Можно сделать учебный год с 15 сентября», — задал вопрос Игорь Левитин на заседании в Воронеже, которое было посвящено развитию туризма.
По его данным, в западноевропейских странах ради использования туристического потока на полную катушку, в регионах, которые пользуются особой популярностью «первые звонки» в школах переносят на 15-20 сентября.
Интересно, что традиция начинать учебный год именно 1 сентября появилась в России только в 1935 году. И сегодня в этот день проходят первые регулярные занятия во всех учебных заведениях, включая высшие.
Власти Крыма уже откликнулись на идею и готовы провести эксперимент с переносом начала учебного года на 15 сентября.
Вице-премьер правительства Республики Крым Михаил Шеремет не против испытать инициативу, тем более что Крым, как курорт, набирает все большую популярность у туристов:
— Я не думаю, что это имеет такую необходимость или целесообразность, но если такое решение будет принято, давайте поэкспериментируем. Может, какой-то пилотный проект внедрить, чтобы один год посмотреть, как это будет выглядеть. Почему бы и нет, надо экспериментировать.
Крымский вице-премьер вдобавок отметил, что в бархатный сезон в Крыму отдыхает совсем другая категория туристов по сравнению с другими месяцами лета.
Однако в Министерстве образования выступили против обсуждаемых изменений. Об этом заявила первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк.
Перенос даты начала учебного года с 1 на 15 сентября, по мнению чиновников негативно скажется на процессе обучения. Смещение этой даты может стать дополнительным стрессом для школьников и их родителей.
Не поддержали идею о переносе начала учебного года представители науки и образования.
Евгений Ямбург, Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор Центра образования №109:
— Во-первых, нельзя в таких вещах руководствоваться только соображениями прагматики. Есть праздник «День знаний»: к нему готовятся первоклашки, родители, это торжественный и трогательный день. Это важная составляющая духовной жизни России.
А во-вторых, надо понимать, что учебные программы сегодня очень насыщенны. Нужно успеть все пройти за 35 недель. И любой сдвиг серьезно скажется на образовательном процессе.
Говорю как эксперт: это не самая удачная идея, и никакого отношения к школе она не имеет. Да, у нас есть длительные каникулы. Но это совсем другая история. Летом можно занять детей дополнительными программами, организовать интересные практики, что мы, кстати, и делаем со старшеклассниками.
Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ:
— Без широкого обсуждения с родителями и педагогами этот вопрос не может быть решен. Любое серьезное изменение в образовательном процессе должно преследовать внятную образовательную цель, повышать качество образования. Это важнее туризма и транспортных проблем.
Да, структура учебного года у нас отличается от других стран. Но везде — свои традиции. У нас, например, весенние и осенние каникулы изначально были привязаны к половодью, устоялся такой сельскохозяйственный цикл.
Данная инициатива повлечет за собой очень серьезную перестройку учебных планов: нужно будет перераспределять нагрузку по четвертям. Реализовать ее будет сложно, а результат — не так очевиден.
Ефим Рачевский, народный учитель России, директор центра образования N548 «Царицыно»:
— Игорь Левитин дал нам всем повод для широкого обсуждения проблемы, ее нужно хорошо изучить. Это «ниточка», которая может многое потянуть за собой.
С одной стороны, сдвинем начало учебного года — придется сдвигать и ЕГЭ и ГИА и вступительную кампанию в вузах. Взаимозависимых факторов очень много.
С другой стороны, летние каникулы я бы точно сократил недели на две или больше. Они у нас одни из самых длинных в мире. Тогда бы вся страна могла перейти на пятидневку, в день было бы меньше уроков. Уменьшилась бы нагрузка на ребенка.
Кстати
Ранее министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявлял, что наши дети проводят в школе меньше времени, чем их сверстники из других стран.
По его словам, если сравнить нашу страну со странами с самыми развитыми системами образования, «то мы увидим, что за счет большей продолжительности каникул и праздничных дней наши дети с первого по девятый класс примерно на 15 процентов проводят меньше времени в школе, чем их сверстники».
А если принять во внимание, что российские школьники учатся 11 лет, а в большинстве стран школьное обучение длится 12-13 лет, то этот разрыв возрастает до 30 процентов.
При этом директор департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Анастасия Зырянова в марте этого года отметила, что ведомство получает массу писем от родителей о том, почему «дети за три месяца забывают все, что они проходили в учебном году».
Источник: rg.ru
Другие материалы:
В школах предлагают ввести уроки земледелия
90 дней мучений? Длинные каникулы