Что ждет учащихся?
Три самые обсуждаемые темы в сфере образования на сегодня: проект объединения детских садов и школ, возможная отмена домашних заданий для старшеклассников и провал наших вузов в ежегодном международном рейтинге QS. Все эти новости связаны со вступившим в силу 1 сентября 2013 «Законом об образовании в РФ».
Новый «Закон об образовании» вызывает массу противоречивых отзывов. Например, резко негативную реакцию в обществе вызвало отделение дошкольного образования от «ухода» и «присмотра» за детьми. И, в то же время, он гарантирует достойную зарплату учителям, вводит понятие «безопасность школьной среды» и призван оградить сельские школы от произвола чиновников. Однако на этом нововведения не закончились, а насколько они жизнеспособны – покажет время.
Новинка сезона №1: детсадовцы и школьники едины?
Какое же влияние окажет нововведение на жизнь детсадовцев и их родителей? Сторонники проекта говорят о том, что при таком варианте развития событий дошколята будут заниматься по единой образовательной программе, участвовать в школьных мероприятиях, и не испытают стресса при переходе с дошкольной ступени обучения на школьную. То есть, преемственность, о которой написано в федеральных государственных требованиях к дошкольному образованию, будет реализована не на словах, а на деле.
Много говорится и о финансовой составляющей: ведь из госбюджета выделяются деньги не на конкретные нужды конкретного детского сада, а определенная сумма на каждого воспитанника. Значит, то образовательное учреждение, где числится большее количество детей, финансируется лучше. Садик, вошедший в состав школы, сможет привлекать к работе высококлассных специалистов, а также автоматически получит доступ к ресурсам школы (библиотеке, спортивному залу и пр.)
Что же касается подводных камней проекта, то даже Минобразования признает, что их немало. Главное – неготовность педагогического состава к новым условиям работы в составе единого образовательного комплекса. Еще высказывается опасение, что школы начнут «тянуть одеяло на себя», ущемляя интересы детсадовцев.
Новинка сезона №2: «домашку» казнить нельзя помиловать?
Обосновывается данное нововведение следующими цифрами: на учебу в школе и за ее стенами у учеников 9-11-х классов уходит по 57 часов в неделю. Получается, что даже взрослые люди в нашей стране работают меньше. А еще в Великобритании и ряде других европейских государств домашние задания уже отменены – дескать, они отнимают у детей слишком много сил, вызывают конфликты в семьях, и усиливают разницу в уровне подготовки учащихся.
На самом деле, в той же Великобритании домашняя работа отменена лишь для младших школьников, а не старшеклассников, которым необходимо готовиться к поступлению в высшие учебные заведения. К тому же, английская школьная общественность отменой домашних заданий не довольна. Так, директор школы Крис МакГоверн, являющийся также председателем организации «Кампания в поддержку реального образования», считает нововведение «опасным, поскольку оно сильно снижает успеваемость учеников». По его словам, недавние исследования среди школьников из разных стран мира показали, что учащиеся из Словакии и Эстонии, где домашние задания никто не отменял, обладают лучшими познаниями, чем англичане.
Многие российские теоретики и практики также придерживаются мнения, что домашнее задание – это необходимое дополнение к хорошему уроку. Известный автор школьных учебников Ольга Узорова говорит: «Дети имеют одну особенность памяти – если не закреплять полученные днем знания с помощью домашнего задания, они забывают большую часть полученной информации».
Новинка сезона №3: всего один вуз в международном топ-листе
Только что были опубликованы результаты ежегодного исследования компании Quacquarelli Symonds (QS). Для российских вузов итоги удачными не назовешь: в топ-100 не вошел ни один наш вуз; в топ-200 попал лишь МГУ им. М. В. Ломоносова, причем он занял 120-ю строчку рейтинга, опустившись, по сравнению с прошлым годом, на четыре позиции. А в список 800 самых престижных вузов мира попали только 18 российских учебных заведений.
Составители рейтинга исследуют работу вузов по следующим категориям: репутация научных работ в разных областях знаний за последний год, частота их цитирования, оценки выпускников их работодателями, соотношение числа студентов и преподавателей, а также качество работы со студентами. Все эти позиции у российских высших учебных заведений не на высоте.
«Московский комсомолец» поставил под сомнение достоверность данных исследований: дескать, рейтинг этот – проект сугубо коммерческий и создан только для продвижения англо-саксонской системы образования (кстати, весьма дорогостоящей). Однако факт остается фактом – многие работодатели по всему миру при выборе кандидатов на ту или иную должность основываются именно на исследованиях QS и ей подобных организаций. А это означает, что у выпускников российских, даже самых престижных вузов, возможность потеснить иностранных конкурентов на рынке высокооплачиваемого труда крайне низка.
Правда, нашим вузам есть куда расти, ведь они активно включились в процесс международной конкуренции только в мае 2012 года. Именно тогда Владимир Путин поручил правительству обеспечить вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню мировых рейтингов. «В целом, отставание российских вузов от намеченных рубежей в первой сотне не выглядит фатальным», – полагает Зоя Зайцева, директор по маркетингу в Центральной и Восточной Европе компании QS.
Возможно, это так, и все у нашего образования – дошкольного, среднего и высшего – еще впереди. Остается лишь надеяться, что бесконечные перетасовки, наконец, закончатся, а учащиеся смогут спокойно приступить к своим прямым обязанностям – учебе.
Источник: mail.ru