В России вступает в силу новый федеральный закон «Об образовании в РФ», который, как ранее отметил российский министр образования и науки Дмитрий Ливанов, знаменует собой «принципиально новый этап развития в этой сфере».

Документ, который пришел на смену двум устаревшим законам — «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1992 и 1996 годов соответственно, — разрабатывали несколько лет. Впервые его вынесли на общественное обсуждение в мае 2010 года при бывшем министре образования и науки Андрее Фурсенко. Проект закона вызвал широкий общественный резонанс: за два с половиной года в комитет Госдумы с поправками обратились 600 тысяч граждан. Законопроект претерпел изменения, однако при Фурсенко, возглавлявшем Минобразования в общей сложности более восьми лет, так и не был принят. Это произошло уже при нынешнем министре образования Дмитрии Ливанове: он смог осуществить принятие окончательной версии, находясь на своей должности чуть более полугода.

Однако «стремительное проведение реформы» не прошло бесследно: новоиспеченный министр настроил против себя представителей главных политических партий страны. 9 апреля 2013 года КПРФ официально потребовала от президента Владимира Путина отставки руководства Минобрнауки. Чуть позже, 22 апреля, лидеры КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» направили президенту уже совместное обращение с просьбой отправить Ливанова в отставку.

«Представители фракций Госдумы дали негативную оценку деятельности Минобрнауки за отчетный период», — констатировали тогда политики. В свою очередь, сам глава ведомства не раз заявлял в СМИ о том, что система образования давно нуждается в переменах, а реализация реформ в этой сфере является болезненной, «поскольку требует честности в оценке качества, к чему в России не привыкли».

Споры и волнения, связанные с документом, не утихают до сих пор. В связи с этим 27 августа этого спикер нижней палаты Сергей Нарышкин поручил председателю думского комитета по образованию Вячеславу Никонову следить за исполнением нового закона, организовав специальный мониторинг. В его задачи входят «тщательное обобщение информации, поступающей из регионов» и «своевременное реагирование на все возникающие риски».

Новый закон «Об образовании» закрепляет следующие уровни образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее. Сохраняется один уровень профессионального образования: среднее профессиональное. Высшее образование — это бакалавриат, специалитет и магистратура. Аспирантура становится отдельным уровнем образования. Московский государственный университет имени Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет приобретают статус «ведущих классических университетов». Дошкольное и общее образование остается бесплатным, а высшее образование — бесплатным на конкурсной основе, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В новом законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Также в нем определен высокий статус учителя и установлено, что его зарплата не может быть меньше средней по региону.

В школах России вводится единое требование к школьной одежде. Зафиксировано право учащегося на получение индивидуального образовательного графика. Закон изменяет финансирование учебных заведений: теперь оно будет зависеть не от их статуса, а от набора и качества услуг.

Сегодня в России осуществляют свою деятельность около 100 тысяч учреждений дошкольного, общего и профессионального образования, в которых обучаются 28 миллионов человек. В системе образования работают 5,2 миллиона человек. Общая сумма расходов в этой сфере в 2013 году составила 3 триллиона рублей.

 

Источник: vesti.ru

Другие материалы:

Новое в системе образования