Наши размышления на «Неделе детской книги».

Часть 2

Юбилейная, 70-ая, «Неделя детской книги» проходит в дни весенних школьных каникул в Московском Городском Дворце Детского (юношеского) Творчества на Воробьевых горах. Она приурочена к 100-летию со дня рождения Сергея Михалкова.

Это он вместе с Агнией Барто, Михаилом Пришвиным, Самуилом Маршаком открывали первый праздник детской книги еще в 1943 году. Их знают все и теперь. А где новые современные писатели?

Чтобы узнать наверняка, я пришла на ЗОНУ… писательскую smile Вот они родные. Все подготовленные столики были заняты творческими людьми, кому-то приходилось стоять! Это еще не все авторы смогли прийти!

Сергей Сухинов, Генриэтта Хасина, Татьяна Лопухина, Виктор Лунин, Наталья Осипова, Андрей Слоников, Валентин Постников, Тамара Крюкова, Владимир Борисов и многие другие… заслуженные, но при всем к ним уважении, эти замечательные писатели хорошо известны, увы, в узких кругах.

К сожалению, нет у современных детских авторов такой славы, как была у Чуковского, Маршака, Барто. И не потому, что у нынешних талант «пожиже». Просто всем тем средствам массовой информации, которые делают имена, интересны не только другие события, но и другие люди. Ну, вспомните, хоть одно популярное ток-шоу, куда бы вместо поп-див и набивших оскомину актеров бесконечных сериалов пригласили детского писателя, поэтессу, которая пишет для малышей, или художника, иллюстрирующего издание для школьников. Нет такого. Попса, политика и бандиты ближе.

А ведь современные детские литераторы пишут интересно! Мы с нашим четырехлетним главредом читали их книги с большим удовольствием. Да, что мы? Это не показатель.

Вот ребята на празднике моментально окружили Сергея Стефановича Сухинова.

Его книги про Изумрудный город дети очень любят. Писатель создал одноименный клуб и настоящее литературное объединение «Пробы пера» для школьников. А на «неделе детский книги» у него был особый повод для гордости – недавно вышла его книга на английском языке.

С Владимиром Борисовым ребята спорили на равных. Все потому, что они говорят на одном языке.

Пишут хорошо, читателям интересны. В чем же тогда проблема небрежного отношения к празднику и детской литературе в целом? Я решила узнать у самих «виновников торжества». И сразу была удивлена. Оказывается, здесь есть свои авангардисты.

— Надо заставлять о себе говорить, — безапелляционно заявил детский писатель Андрей Слоников, — Вот смотрите, что сейчас показывают и говорят СМИ? Что у известного актера родился внебрачный ребенок, кого-то убили, зарезали. Это привлекает внимание журналистов, а не детские книжки. Люди хотят шоу. И дети в том числе. Значит, им надо его дать. И я его им даю. Я – шоумэн от литературы. И другого пути нет. Писатели нормальные люди: они тоже хотят есть, пить. Иногда, к сожалению, болеют, — надо лечиться. А для всего этого нужны деньги. Я в литературе 10 лет. Люблю свою работу и делаю ее с удовольствием. Но мне очень нравится, когда это удовольствие хорошо оплачивается smile

Сам себе продюсер.

Неожиданная позиция, но современная. Почему не сделать из литературы шоу, если это красиво, весело и поучительно?

Хотя такие новаторы были на празднике в меньшинстве. Тамара Крюкова, автор книжек для детей и подростков, придерживается консервативных взглядов и считает, что сложности хорошему писателю «добраться» до своего читателя нет.

– Нужно просто хорошо писать!

– Давно говорят, что у бумажной книги кризис, а издательства, чтобы выжить, выпускает известных авторов, которые «железно» будут покупаться.

– Неправда! Все у издателей хорошо. Но, конечно, они не станут издавать что попало. Ключ к успеху автора – хорошая книга. А неделя детской книги — это праздник! Это возможность пообщаться с коллегами «по цеху», что случается реже, чем встречи с нашими читателями.

Обманывается или лукавит? В полном замешательстве я спросила о ситуации с детской литературой писательницу Татьяну Лопухину.

— Когда я однажды пришла в известное издательство, первое, что мне сказали еще до знакомства с моим текстом: «Мы с улицы авторов не берем!» Потом, правда, после целого совещания по поводу меня, как мне гордо заявили в редакции, книги издали… но осадок остался.

Мы чуть не забыли еще об одной главной составляющей детской книги – рисунке. Ведь ребенок сначала смотрит книгу, а читает – потом. Поэтому очень важно, как сказка оформлена. Здесь вроде не должно быть проблем. Текст автор написал – рисуй себе да рисуй. Но так ли все хорошо? За ответом на вопрос я обратилась к бесспорному авторитету, всеми любимому и узнаваемому, самому доброму художнику и отцу олимпийского мишки Виктору Чижикову.

— Да, проблем хватает. И, возможно, они серьезнее, чем у писателей. У художников низкие гонорары, постоянное несоблюдение авторских прав… Они просто уезжают из страны, хотя талантливых художников очень много. Потом вы не забывайте, что вместе с книгой прежде всего называют автора, художники больше находятся в тени, им еще сложнее писателей добиться известности. Мне в этом смысле теперь проще – столько лет на посту художникаJ

…А от него по-прежнему веет такой же добротой и безмятежностью, как от его нарисованных героев. Вы сами в этом убедитесь, когда мы опубликуем галерею его работ на «Вундеркинде». Виктор Александрович принял наше приглашение «прийти в гости».

Виктор Чижиков известен, его имя давно работает на него. А молодые художники? Кого мы знаем? Быть может, ответ на этот вопрос знает электронный «мозг»? Он «помнит» больше.

И эта необычная встреча состоялась. Вы сами понимаете при встрече своему собеседнику хочется посмотреть в глаза. Но не получилось, потому что у него… всего один глаз. Вот таким его создала природа. Хотя стоп, о чем это мы… Какая природа?

Инженеры, компьютерщики, программисты. Дело в том, что наш новый знакомый – литературный робот. Он бойко отвечал на вопросы, делился информацией, пытался шутить и даже пробовал, как нам показалось, сочинять стихи. Но на наш вопрос даже он ответа не знал.

Прогресс научно-компьютерной мысли порадовал, хотя вкрался и некоторый момент испуга. А не попытаются ли наши предприимчивые генералы бизнеса от издательского дела в недалеком будущем заменить живых писателей и поэтов вот такими чудесами конструкторской мысли. При всем уважении к прогрессу здесь мы супер передовые идеи не поддерживаем.

Слова разные, мнения разные, подходы разные… Только вот вывод после встречи с разными писателями один. Создание имени современным детским литераторам дело рук самих же писателей, да еще группы «чудаков», которые до сих пор считают, что наши дети достойны самой лучшей в мире сказки.

Мы, редакция журнала «Вундеркинд», в очередной раз заявляем, что поддерживаем и всячески помогаем в силу своих скромных возможностей этим «чудакам». В конце концов, на чудаках ведь весь мир держится. И, может быть, власть и информацию предержащие откроют эту старую истину.

 

Надежда Бердникова,

Фото автора

Другие материалы по теме:

Кому нужны такие дети? Наши размышления на «Неделе детской книги».Часть 1