Холодно.
На Красной площади в этом году было реально холодно. И мы честно говоря испугались, что на трибуны не придут ни ветераны, ни их внуки и правнуки. Недооценили мы наших людей,
Анна Юрьевна Кузнецова, уполномоченный при Президенте Российской федерации по правам ребенка.
ветеранов,
малышей.
Никто не захотел пропускать такой народный праздник.
Лиза Лапшина, не смотря на погоду, с мамой и младшей сестренкой пришла сегодня на Красную площадь:
— Для нашей семьи это очень важное событие. Мы нисколько не пожалели, что пришли. И, если будет такая возможность, то обязательно придем на следующий парад. Я с таким удовольствием смотрю о подвигах наших людей, хотя девочка.
Вот такая смелая девочка. Может, она даже и не подозревает, что больше 70 лет назад тогда почти ее ровесница не испугалась не только непогоды, но и фашистов.
Надя Богданова была простой белорусской девочкой, которой не было и 10 лет, когда началась война. В 1941 году детский дом, в котором она жила, эвакуировали во Фрунзе. Надя же с несколькими детьми во время одной из остановок сошла с поезда, чтобы отправиться на фронт.
С товарищами Надя присоединилась к белорусским партизанам.Удивительно, но она не только не стала для них обузой – вместе со своими малолетними друзьями сумела уничтожить десятки грузовиков с боеприпасами и несколько сотен гитлеровцев. И это 10-летняя девочка.
Надя все схватывала на лету, обучаясь партизанскому «ремеслу», была лидером подросткового отряда.
Но война есть война, и смерть анкетных данных не запрашивает.
Стояла осень 1941. Приближался праздник Октябрьской революции. Командование партизанским отрядом решило развесить в Витебске красные флаги – чтобы поднять боевой дух местных жителей, страдающих от действий вражеского гарнизона. Ударить по врагу партизаны пока не могли. Но и бездействовать тоже.
Надя и ее друг Ваня (ему было 12) отправились на задание вместе. Было приказано вернуться живыми.
В городе им никто не мешал, никто не останавливал. Повезло. На обратном пути девочка решила добыть папирос, ведь партизаны без табака так страдали… Это стало их ошибкой. Уже при выезде из Витебска детей остановил полицай. Он обнаружил табак и все понял.
Детей допрашивали, угрожая расстрелом и стреляя поверх их голов. Оба молчали, лишь вздрагивая после очередного выстрела. На следующее после допроса утро юных разведчиков повели на расстрел.
В яме с убитыми живую Надю обнаружил партизанский пост. Так, в первый раз она побывала рядом со смертью.
Второй раз Надя встретилась с ней в феврале 1942 года. Партизаны решили взорвать железнодорожный мост. Надя отправилась на эту операцию. На обратном пути ее остановили полицаи. Обыскав девочку, в куртке нашли крошечный кусок взрывчатки. В эту же минуту на глазах у полицаев мост взлетел на воздух.
Девочку зверски пытали: выжгли на ее спине пятиконечную звезду, облили ледяной водой на морозе, бросали на раскаленные угли. Так и не добившись признания, бросили истерзанного ребенка в сугроб, полагая, что девочка мертва. Но юная героиня выжила назло врагам. Надю нашли партизаны, которых послали ей на помощь. Умирающую, принесли в с. Заналючки и оставили местным крестьянкам. Мощное желание жить победило, и девочка, бывшая при смерти, снова выжила. Правда, сражаться дальше уже не могла – Надя практически лишилась зрения (после войны зрение ей вернул академик В.П. Филатов).
За боевые подвиги Надежда Александровна Богданова была награждена орденом Боевого Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени и медалями.
Вот, странное дело. Казалось бы, каждый год проходит парад.
Каждый год чеканят шаг солдаты самой замечательной в мире армии.
Но каждый год мы видим это как будто смотрим премьеру самого необычного действа. Да, в этом году были действительно оригинальные детали: появилась форма, напоминавшая старые традиции, заложенные еще в 1943 году, когда еще только ввели погоны в Красной армии.
Увеличилось количество девушек.
И, что нам очень близко, чеканили шаг по брусчатке Красной площади юнармейцы.
И все же это не главное. Главное то, что мы готовы каждый год восхищаться нашими солдатами и знать, что нас они не дадут в обиду.
Как верили и в самые трудные дни военной годины.
Миша Романов родился в 1929 году в Котельниково, что неподалёку от Сталинграда.
К огненному 1941 году Миша успел окончить четыре класса и одним из первых был принят в пионеры. Он очень походил на отца — такой же решительный и спокойный.
— Мы победим! — говорил Миша плачущей маме. — Вот увидишь!
Но пока что до Победы было очень далеко. Настала пора эвакуации.
Но едва семья устроилась на новом месте, отец Миши сказал, что уходит назад, в Котельниково, где создан партизанский отряд. Не мог он быть в тылу, когда врагам надо отпор давать.
— И я с тобой! — вдруг объявил Миша.
Мать старалась удержать сына. Ведь мальчик ещё, даже подростком не назовёшь. Под натиском фашистов и взрослые советские солдаты пока что отступают, а тут пацан с ними воевать собрался. Но характер-то у Миши отцовский.
Так появились в котельниковском партизанском отряде двое новых бойцов.
…Ноябрь 1942 года, местечко неподалёку от хутора Киселёвка (всё под Сталинградом), занятого фашистами. Раннее утро. Вот уже двое суток партизанский отряд находился в окружении. Бойцы измотаны, подмоги ждать было неоткуда, а силы явно не равны: враг подтягивал ещё и танки. Командир отряда Ломакин собрал партизан на совет. Рассказал, что фашисты предлагают сдаться или грозят уничтожением. Решение было единогласным: ответить отказом, продержаться до темноты, а ночью попытаться выбраться.
Боеприпасов у партизан оставалось мало, они берегли каждый патрон и стреляли наверняка, подпуская врага поближе. А враг отступал, собирался с силами — и снова шёл в атаку. Первыми на отряд вышла не очень большая конница. Во время второй атаки всадников стало гораздо больше — к фашистам пришла подмога. Но наши бойцы отбились.
Тогда немцы подтянули к окопам миномёты…
Партизаны гибли один за другим. Почти самым последним смолк пулемёт Зиновия Афиногеновича. Фашисты увидели, что отряд перестал отстреливаться. Выждали немного и крикнули: «Рус, сдавайся!»
И тут из окопа поднялся мальчик. Маленький такой мальчик — Миша был небольшого роста. Миша поднялся, последний оставшийся в живых боец котельниковского партизанского отряда.
— Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца! — запел Миша.
И даже звери-фашисты остолбенели. Они не ожидали увидеть такого защитника Сталинграда. А защитник быстро поднял связку гранат и точно метнул их во врагов. И сам упал, изрешеченный пулями, этот очень юный, но настоящий защитник.
…Вечером того дня жители хутора Киселёвка похоронили бойцов. И Мишу, чьим именем сегодня назвала Котельниковская средняя школа.
Боевая техника. Нет, наверное, это неточно. По площади шли воплощенные в металл шедевры инженерной и технической мысли.
Оружие не для нападения и устрашения, а для защиты наших мыслей, наших планов и стремлений, — всего того, что и называется Россией. И поэтому с таким восторгом смотрели на проезжавшие грозные машины мальчишки, восхищались девчонки и скрывали скупую слезу их деды и прадеды, ветераны войны и армии.
«Не было, нет и не будет силы, которая могла бы поработить российский народ», — сказал в начале парада Президент Российской федерации Владимир Путин.
Он произнес эти слова в 2017 году. И словно услышал, что говорили мальчишки военных лет.
Тихон был обыкновенным мальчишкой, каких было много в деревне – учился, играл с ребятами, помогал маме ухаживать за младшими сестрами, был скромным и серьезным, как отец. Тихон во всем старался быть похожим на него.
Когда фашисты захватили деревню Байки в Белоруссии, семья Тихона в полном составе — 6 детей и родители — ушла в партизаны.
Однажды Тихон с сёстрами и матерью пришёл в родную деревню, чтобы взять одежду и пополнить запасы продуктов. Но в деревне жил предатель, который рассказал фашистам, что мать Тихона знает, где искать партизанский отряд. Больше месяца их продержали в тюрьме, допрашивали, мучили, но так ничего и не добились. Маму Тихона отправили в концлагерь в Германию, а его с сестрами отпустили. Измученные дети вернулись в родную деревню, где их приютили соседи. Через некоторое время, Тихон снова ушел в партизанский отряд.
Партизаны постоянно атаковали фашистов. Они знали, что вся деревня помогает партизанам и решили учинить расправу над ее жителями…
21 января 1944 года, выполняя задание командования, Тихон вновь пробрался в родную деревню, которую на рассвете окружили фашисты и решили стереть с лица земли вместе с жителями как опорную базу партизан. Всех жителей в трескучий мороз согнали за околицу деревни и заставили копать огромную яму. Деревню подожгли, а жителей начали расстреливать. Тихон успокаивал и прижимал к себе сестёр. Гестаповец, который командовал расстрелом, ещё в тюрьме приметил мальчишку и догадался, что тот является партизанским связным. Его связали, через час все девятьсот пятьдесят семь жителей деревни и маленькие сестры, были расстреляны, а оцепеневшему от ужаса Тихону, которого держали два дюжих солдата, гестаповец приказал:
— Ты поведешь нас к партизанам! Ты знаешь, где они? — обратился к мальчику немец.
— Я никогда там не был и дороги не знаю, — пробовал отказаться паренек.
«Там, в лесу, вместе с сотнями других партизан — его отец и братья. Разве можно изменить им, предать фашистам? Нет! Никогда этого не будет! Я сделаю по- другому…», – подумал мальчик
— Ты боишься, что тебе будут мстить партизаны? Не бойся. Мы отправим тебя в Германию, сделаем настоящим человеком, — и он протянул Тихону плитку шоколада.
Тихон поблагодарил и коротко сказал:
— Хорошо. Поведу вас к партизанам.
Всю дорогу, глаза Тихона заливали слезы: он вспоминал, что произошло сегодня в деревне.
Лес становился все гуще, страшнее. Немцы встревожились.
— Где же твои партизаны?! — взбешенно закричал фашист, хватаясь за пистолет. — Веди нас обратно! Это какое-то болото. Куда ты нас привёл?!
— Туда, откуда вы не выйдете, — гордо ответил Тихон. — Это вам за всё, гады: за маму, за сестёр, за родную деревню!
Потом глянул на плитку шоколада, которую держал в руке, и бросил ее в лицо фашиста.
Прогремел выстрел. Тихон упал на снег, хватаясь за куст. Собрав последние силы, он приподнял голову и тихо прошептал:
— Папа… мамочка!.. Не обижайтесь на меня: я не предал!.. Они не выйдут отсюда… Нет…
Тихон погиб, а фашисты в панике метались по болоту, которое их засасывало все глубже и глубже. Погибло более двухсот фашистов.
О подвиге 12-летнего пионера Тихона Барана узнали случайно, когда нашли дневник оставшегося в живых немецкого солдата. Потрясённый подвигом мальчика, он написал: «Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются, как герои».
Так, кому нужен праздник Победы? Сегодняшний день наглядно показывает, что всем!
Независимо от возраста, увлечений, национальности. Это праздник нашего народа. Это народный праздник. И поэтому 9 мая мы всегда будем радоваться и благодарить тех, кто принес нам эту радость. И еще учиться радости у них.
Другие материалы
Конкурс «Твой памятник победы»