У кого-то сентябрь – начало учебного года, а у кого-то начало нового книжного сезона. По традиции в начале сентября проходит самый главный книжный форум – Московская Международная книжная выставка-ярмарка 2012-09-08.
Наши коллеги из взрослых изданий, радиостанций и телекомпаний, как обычно, уже радостно сообщили в розовых красках об этом событии. Но наш журнал по традиции на все происходящее имеет свой взгляд, тем более, что на книжной ярмарке мы работаем не первый год.
Так вот, начнем с того, что радоваться, собственно, нечему. Дело в том, что по официальным данным только за этот год объем реализации бумажных книг сократился на целую треть, а, во-вторых, мы помним, как в прошлом году мы не без труда находили действительно новые интересные предложения по детской литературе.
Поэтому в этом году мы и хотим посмотреть, как выживает книга в эпоху кризиса, и вспомнили ли издатели о детях.
Как обычно аналитический обзор ярмарки готовит наш главный редактор Настена и шеф-редактор Надежда. Так что, объективный взгляд нам обеспечен.
Надежда: Кризис кризисом, а площадка, которую занимает ярмарка, стала больше. Не сразу и сориентируешься, в каком зале, какой стенд. Полагаю, что наши книжные бизнесмены решили не предаваться унынию, а, наоборот, увеличивать предложение. Тем более, что, как мне показалось, представительства региональных изданий и книжных агентств стало больше.
Настена: И веселее. Мы не успели войти, а нас встретили живые дяди-оловянные солдатики,
огромные игрушки
и клоунессы на ходулях.
Надежда: Ну, на то и русская ярмарка, чтобы не унынию предаваться, а веселью. Но нам надо искать ответы на наши вопросы.
Настена: А зачем искать?
Надежда: Наш главный, как всегда, прав. На ЭТОЙ ярмарке детскую литературу действительно искать не надо. Потому что она везде…
Настена: Ой, и я не знаю, куда пойти.
Надежда: А пойти лучше всего, наверное, на самый скромный стенд, на котором нет игрушек, сверх ярких картинок и технических компьютерных чудес, а на полках располагаются скромные папки с таинственным содержимым. Хотя название с претензией «Страна фантазий».
Надежда: Вы не боитесь, что у посетителей не хватит фантазии заметить Вас среди шумных соседей?
— Ничуть, — уверенно ответила Ольга Байкарова, представитель издательства, — дело в том, что у нас не только самые интересные, но и самые нужные предложения на выставке. В этих папках методические пособия с картинками, схемами, играми и игрушками для детских садов, домашних ясель и групп продленного дня. Вот эта папка – живое лото, а это – готовый музыкальный праздник.
Настена: Мы в такую играли
Ольга: Ну, вот видите! Так что мы беспокоимся не за то, чтобы нас заметили, а за то: хватит ли всем материала для всех желающих.
Надежда: Честно говоря, мы порадовались, что пришли на этот стенд. Во-первых, потому что все эти разработки сделаны не в Москве, а в Екатеринбурге. Что еще раз доказывает, что интересные вещи для детей можно создавать в любой точке нашей страны. А, во-вторых, учитывая, что детские сады сейчас открывают повсеместно, такие подсказки очень понадобятся молодым педагогам. Да и опытным не помешают. Фантазировать-то любят все.
Настена: А как делают детские книги?
Надежда: Вот что может наш главный, так это вопросы задавать. Но как ответить? Впрочем, за ответом обратимся к специалистам.
— А мы книжки не придумываем, мы просто внимательно смотрим, что любят ребята и что им интересно, — поделилась небольшим секретом Вероника Борисенко (представитель компании «Симбат тойз»).
Вероника: И потом печатаем и создаем, что они хотят. Ну, например, кто не мечтает увидеть продолжение приключений мультяшных героев?
Настена: Каких?
Вероника: А любых!
Надежда: Навереное, популярных?
Вероника: Разумеется!
Надежда: И кто же в лидерах?
И тут Вероника на глазах преобразилась и тоном спортивного комментатора объявила, что в соревновании по популярности анимационных героев в российских ребят бьют все рекорды Маша со своим медведем!
Надежда и Настена: Ну, да?
Настена: А кто потом?
Вероника: А потом Смешарики с Лунтиком. Степашку, Каркушу и других героев спокушек не забудьте! Правда, Степашка с приятелями не совсем мультяшные герои, но любовь классификации не поддается.
Надежда: А как же западные герои, которые заполонили наш телеэкран?
Вероника: Им еще расти и расти до наших
Надежда: Эх, некоторым бы нашим спортсменам брать пример с мультяшек! Но, надеемся, подтянутся. Хочу сказать, что наши издательства поняли, что без креатива внимания читателей не добьешься. И на ярмарке уж с чем-чем, а с креативом все нормально. Ну, например, издательство «Феникс» из Ростова-на-Дону решили освоить книжки-игрушки с игрушками, то есть сама книжка как игрушка, а с ней в комплекте еще и нужная вещь.
— А мы полагаем, — пояснила Марина Смирнова, представитель издательства. – Что когда наши малыши смогут не только на страницах посмотреть увлекательные вещи, но и руками пощупать, то процесс обучения становится интересным и веселым.
Надежда: Итак, ростовские креативщики учат малышей считать, рисовать, писать и даже… издательство выпустило специальную книжку, где рассказывается, как правильно научиться самостоятельно ходить… на горшок. А как приложение – специальный мягкий ободок.
Надо заметить, что детская литература привлекла внимание не только издателей, которые раньше работали для малышей, но и совершенно неожиданные, с нашей точки зрения издательства. Ну, например, взрослые хорошо знают журнал «Искатель»: суровые приключения, запутанные детективы, крутая фантастика или мистика. И вдруг на стенде мы видим огромный выбор книжек со смешными мишками, веселыми клоунами и яркими цветами. Настене даже подарили свои журналы «КОЛОКОЛЬЧИК» И «МУРЗИК».
Это что? — спросили мы хором с Настеной.
— А что Вы хотите? — ответил нам предствитель издательства Евгений Кузьмин. В тяжелые времена книжного кризиса одними детективами сыт не будешь – сам в приключение попадешь. А детская литература всегда накормит. Так что мы всей душой к нашим малышам.
Надежда: Но сколько бы ни ходили, сколько бы ни смотрели, в нашем редакционном хит-параде и на этой ярмарке по привлекательности для нашего главного редактора (а она, надо отметить к проверке подошла со всей серьезностью) победило издательство «РОБИНС».
Настена: Как вы все придумали?
— Ничего сложного, мы просто сами любим в это играть, — с веселой непосредственно детской улыбкой сообщила Ирина Герасимова (представитель издательства). И игрушки любим. Поэтому и книжки-игрушки такие создаем.
Настена: Мне флаги понравились.
Надежда: А мне, как обычно, все понравилось. Давайте дружить не на ярмарке, а вообще.
Ирина: Давно пора!
От редакции: Конечно, в нашем репортаже невозможно рассказать обо всех предложениях нашей детской книжной индустрии. Но вывод наш пародоксален: может для кого-то проблемы книгоиздания – это большая головная боль, а вот для детской литературы он пошел на пользу. Но продолжение следует…
Другие материалы: