Можно ли представить, чтобы школьники рассуждали не только о просмотренных кинофильмах и оценках в школе, но и о вполне взрослых темах. Например, о необходимости введения наказания в виде лишения свободы за жестокое обращение с животными. Или — нужен ли экологический налог на массовое производство дешевой одежды? А проблема использования каменного угля в качестве источника энергии — каково!
На первый взгляд, решение этих вопросов им не по плечу, но это не так! Ученики 7 — 11 классов рассуждают и спорят друг с другом на эти и другие, не менее важные и злободневные темы. Заинтригованы, давайте теперь обо всем по порядку.
В России, странах СНГ и Европе существует молодежное течение, набирающее с каждым годом все большую популярность – «Клуб «Дебаты». Тут дети учатся правильно защищать свою точку зрения на заданную тему, аргументировать сказанное с собеседником или оппонентом, и структурировать свою речь.
Все дебаты построены в форме игры, со своими правилами и тренировками. Существует несколько форматов Игр. Например, «Формат Карла Поппера», названный в честь британского социолога, и «Всемирный школьный формат», которые похожи между собой, но есть отдельные нюансы. В обеих формах Игр — принимает участие по две команды: «правительство» и «оппозиция» или, проще говоря, утверждение и отрицание. В командах по три человека (спикера). Бывают и исключения, когда против трех играют двое или даже один спикер. Руководители и тренеры задают участникам клубов темы по различным направлениям, а ребята дома, или непосредственно на занятиях готовят свои тексты речей (по терминологии дебатов – «Кейсы»).
Подростки, посещающие клубы, понимают, что здесь их научат отстаивать свое мнение и оперативно принимать решение в критических ситуациях. Например, когда за несколько минут нужно подготовить новые аргументы в защиту своей позиции. А если ребенок хорошо знает английский язык и хочет научиться свободнее выражать свои мысли, то в этом ему поможет «англоязычная лига».
«Дебаты – это прекрасная технология дополнительного образования. Это то, что позволяет детям менять свое мировоззрение в самом широком смысле. Игры устроены так, что чаще всего ты начинаешь размышлять на темы, которыми раньше не интересовался, и о которых, возможно, вообще не знал. здесь мальчики и девочки учатся понимать, что важно знать о проблемах нашей жизни и почему их необходимо решать. Так у ребят появляется объективный взгляд на общество» — говорит Максим Расчупкин, руководитель клуба дебатов в Высшей Школе Экономики Санкт- Петербурга.
«Клубы Дебатов» создаются на базах общеобразовательных школ, где ребята могут принимать участие в турнирах и форумах. Например, в апреле, в Московской области прошел III Открытый Форум Щелковского муниципального района «Академия школьных дебатов». Особенностью этого мероприятия стало то, что игры проводились в двух лигах: русскоязычной и англоязычной. А целью стало не соревнование, а обучение и тренировка.
«Детей необходимо обучать правильной устной речи, риторике, умению отстаивать свою точку зрения. Дать им возможность понять, что не нужно быть максималистами, а необходимо научиться внимательно выслушивать других людей. И, уже исходя из этого, делать выводы» — объясняет председатель Комитета по образованию Администрации Щёлковского района, Гавриил Поляковский.
Повысить уровень участникам помогают тренинги, которые проводят Эксперты. Это специалисты, которые знают о дебатах достаточно, как со стороны спикера, так и со стороны судьи. На тренингах ребятам объясняют основы дебатирования и правильного составления Кейсов. Рассказывают, как на практике применить различные приемы, которые приведут к успеху.
«Важно строить речь по трем принципам. Во-первых вступление — задача которого привлечь внимание к своим идеям, раскрыть ее по простой структуре. Во-вторых, аргумент, который должен сочетать в себе некое заявление, тезис и объяснение аргумента. В третьих — доказательство аргумента. Это то, что помогает структурирует мысли» — делится организатор и тренер национальной сборной России по дебатам Сергей Наумов.
Форум начинается с конкурса спикеров – одиночных выступления участников по билетам. После этого наступает время тренировочных Игр, которые нужны не только для понимания новичками всего процесса, но разогрева «старичков». Во время тренировок судьи помогают участникам разобраться в речевых ошибках, в выстраивании аргументов и защитных спичей.
На следующий день, когда ребята уже осмыслили полученный материал начинаются отборочные раунды. Тут школьники играют уже «по-настоящему». Затем наступает время полуфинальных и финальных Игр русско — и англоязычной лиг, на которых уже разыгрываются медали и кубки.
Во время форума участники серьезно загружены. Для того, чтобы дать ребятам некоторый отдых организаторы Академии устраивают развлекательные паузы. На открытии выступали танцевальные коллективы из города Щелково, а на закрытии конкурса уже сами участники выходили на сцену, танцевали и пели.
А в один из вечеров был общий костер. Ребята под гитару пели свои любимые песни и общались между собой.
«Я не первый раз приезжаю на форум. Меня тянет сюда дружеская и теплая атмосфера, — делится одна из участниц «Академии», Ася Богомолова, — мне нравится, что помимо серьезного обучения еще остается время поговорить и поделится впечатлениями с ребятами из разных школ, городов, или даже стран. И тут есть одно незыблемое правило – что было на игре, остается там и больше не обсуждается. Это помогает абстрагироваться от побед или поражений».
Так что же такое дебаты? Для того чтобы понять это до конца, просто необходимо побывать или поучаствовать в подобном форуме.
Материал подготовила Ольга Ломухина
Редактор Ирина Азарова
Другие материалы: