•  # 

психолог

Кон Игорь Семенович

Игорь Семенович Кон родился 21 мая 1928 года в Ленинграде. Окончил исторический факультет Ленинградского Пединститута имени А.И. Герцена (1947) и две аспирантуры, по новой истории и по философии (1950). Кандидат исторических наук (1950), кандидат философских наук (1950), доктор философских наук (1960), профессор (1963), академик Российской Академии образования (1989), почетный профессор Корнелльского университета (1989), доктор honoris causa университета Серрей (1992).

Работал в Вологодском пединституте (1950-1952), Ленинградском химико-фармацевтическом институте (1953-56), Ленинградском Гос. Университете (1956-1967), Институте философии АН СССР (1976-68), Институте конкретных социальных исследований АН СССР (1968-1972), Институте общественных наук (1972-1974). С 1975 - главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Занимался исследовательской и преподавательской работой в ряде ведущих университетов США и Европы.

Вырастить из мальчика мужчину

02.05.2010

Как воспитывать мальчиков? Кто-то скажет – развивать физическую силу, ответственность, стойкость. Но как тогда быть с мальчиками чувствительными и эмоциональными?

http://www.goodhouse.ru/upload/200464538-001.jpg


Можно ли найти баланс между естественной нежностью по отношению к ребенку и твердостью, необходимой для выработки характера? Что делать, если перед глазами у ребенка нет образца мужского поведения в виде папы? Да и остались ли в наше время мужчины, которые могут послужить примером для мальчишек? На эти и другие сложные вопросы нам отвечают эксперты «ДО», а также наши герои – мужчины, которые достойно смогли проявить себя как любящие, сильные и ответственные отцы.


Из чего они сделаны

Известный сексолог и социолог, академик РАН, профессор Игорь Кон в своей новой книге «Мальчик – отец мужчины» говорит о том,  что во многом мальчики – «забытые дети», слабое звено современного воспитания.

Подробно анализируя все стороны мальчишеской жизни, погружаясь в историю, в традиции воспитания мужчин в разных культурах, Игорь Кон рассказывает родителям, воспитателям, женам и подругам о том, «из чего сделаны мальчики».

Почему мальчики заслуживают гораздо более серьезного внимания, чем они имеют сегодня? Автор приводит данные исследования канадских специалистов по молодежным проблемам. При том, что Канада – одна из самых благополучных стран, обнаружилось, что:

• мальчики ответственны за 90% правонарушений, связанных с алкоголем и наркотиками;

• четверо из пяти подозреваемых в совершении преступлений несовершеннолетних – мальчики.

Отчасти эти проблемы обусловлены самой природой мальчиков, их стремлением к риску и приключениям, но отчасти – неправильными представлениями родителей о том, как надо мальчиков воспитывать и чему учить. Например, многие не придают значение тому, умеет ли сын проявлять эмоции.  Наоборот, мальчиков всячески учат прятать свои обиды и слезы внутри. 

«Согласно привычным стереотипам, – говорит Игорь Кон, – мужчина должен быть выдержанным, уравновешенным, беспристрастным; в отличие от женщины, он не может позволить себе покапризничать и поплакать. Поэтому развитие эмоциональных реакций, не соответствующих этим установкам, активно подавляется. В большинстве культур, как современных, так и древних, плач жестко ограничен возрастными («Не плачь, ты уже взрослый!») и гендерными ролями («Что ты плачешь, как девчонка!»)»

Но современные исследования доказывают, что эмоциональность тесно связана с интеллектом. Помимо всем известного IQ существует эмоциональный интеллект (ЭИ), от которого во многом зависит жизненная успешность человека, включая его профессиональный и карьерный рост. Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и чувствовать эмоции – как свои, так и чужие, а также возможность управлять ими.

Сегодня психологи сходятся в том, что эмоциональная закрытость мальчиков приводит к психологическим проблемам у них. Острее всего эти проблемы стоят у подростков, которым эмоциональная немота затрудняет самораскрытие и общение со сверстниками. Стремление всегда и всюду выступать с позиции силы – одна из причин культуры насилия, наркозависимости и немотивированной подростковой жестокости. Для того чтобы избежать подобных проблем, советует профессор Кон, надо с самого раннего возраста учить мальчиков распознавать и выражать свои чувства. Например, сказать сыну: «Ты выглядишь печальным» или «Мне кажется, ты чем-то разочарован». Простая фраза «Я испугался, а ты?» может облегчить мальчику выражение собственных чувств. Нужно больше слушать ребенка и развивать его эмоциональный словарь, особенно в том, что касается таких эмоций, как страх и тревога.

«Чему нужно учить детей, – пишет Игорь Кон, – знают господа начальники, а как это делать – знают профессора педагогики… Социологи же, исходя из состояния мира, в котором современным мальчикам предстоит жить, лучше знают, как мальчиков воспитывать не следует.

Поэтому Игорь Кон дает родителям несколько советов

1. Не делайте из мальчика «настоящего мужчину». Все настоящие мужчины разные, поддельные мужчины – только те, которые притворяются «настоящими». Андрей Дмитриевич Сахаров так же мало похож на Арнольда Шварценеггера, как Кармен на мать-героиню. Помогите своему мальчику выбрать тот вариант маскулинности  (от греческого – мужество), который ему ближе и в котором он окажется успешнее…

2. Не воспитывайте из него воина и защитника отечества. Исторические судьбы современного мира, частью которого является Россия, решаются не на полях сражений, а в сфере научно-технических и культурных достижений. Если ваш мальчик вырастет достойным человеком и гражданином, умеющим отстаивать свои права и выполнять связанные с ними обязанности, он справится и с защитой отечества. Если же он привыкнет видеть кругом врагов и решать все споры с позиции силы, ничего, кроме неприятностей, ему в жизни не светит.

3. Не воспитывайте его охотником, эта профессия давно уже вышла из моды. Чуть ли не половина всех видов животных занесена в Красную Книгу, а охотники на людей рано или поздно оказываются на скамье подсудимых Гаагского трибунала…

4. Не учите его отличаться от женщин. Во-первых, он и так от них отличается. Во-вторых, «не быть девчонкой» его обязательно и жестко, даже вопреки нашей воле, научат сверстники. Зачем вам петь в этом громком, но безголосом хоре? Родители уникальны и должны быть солистами.

5. Не учите мальчика… относиться к женщине с позиции силы. Быть рыцарем красиво, но, если ваш мальчик окажется в отношениях с женщиной не ведущим, а ведомым или столкнется с недобросовестной конкуренцией с ее стороны, это станет для него травмой. Разумнее видеть в «женщине вообще» равноправного партнера и потенциального друга, а отношения с конкретными девочками и женщинами выстраивать индивидуально.

6. Не пытайтесь формировать сына по собственному образу и подобию. Это не удалось даже Господу Богу, любимое творение которого часто выглядит злой карикатурой на Его замысел. Для родителя гораздо более важная задача – помочь мальчику стать самим собой.

7. Не заставляйте мальчика реализовывать ваши несбывшиеся мечты и иллюзии. Вы не знаете, какие черти сторожат тропинку, с которой вы когда-то свернули, и существует ли она вообще…

8. Не пытайтесь изображать из себя строгого отца или ласковую мать, если эти черты вам несвойственны. Во-первых, обмануть ребенка невозможно. Во-вторых, на него влияет не абстрактная «полоролевая модель», а индивидуальные свойства родителя, его нравственный пример, то, как он к сыну относится.

9. Не верьте психологам, утверждающим, что в неполных семьях вырастают неполноценные мальчики. Это утверждение фактически неверно, но действует как самореализующийся прогноз. «Неполные семьи» – не те, в которых нет отца или матери, а те, где недостает родительской любви.

10. Не пытайтесь заменить сыну общество сверстников, избегайте конфронтации с мальчишеской средой, даже если она вам не нравится. Единственное, что вы можете и должны сделать, – это смягчить связанные с нею неизбежные травмы и трудности. Против «плохих товарищей» лучше всего помогает доверительная атмосфера в семье.

11. Не злоупотребляйте запретами и, по возможности, избегайте конфронтации с мальчиком. Если на вашей стороне сила, то на его стороне – время. Краткосрочный выигрыш может легко обернуться долгосрочным поражением. А если вы сломаете его волю, в проигрыше окажутся обе стороны.

12. Никогда не применяйте телесных наказаний. Тот, кто бьет ребенка, демонстрирует не силу, а слабость. Иллюзорный педагогический эффект полностью перекрывается долгосрочным отчуждением и неприязнью.

13. Не пытайтесь навязать сыну определенный род занятий и профессию. К тому времени, когда он будет делать свой ответственный выбор, ваши предпочтения могут морально и социально устареть. Единственный путь – с раннего детства обогащать интересы ребенка, чтобы у него был как можно более широкий выбор вариантов и возможностей.

14. Не слишком уповайте на опыт предков. Мы плохо знаем реальную историю повседневности, нормативные предписания и педагогические практики друг с другом никогда и нигде не совпадали. Кроме того, изменились условия жизни, а некоторые методы воспитания, которые раньше считались полезными (та же порка), сегодня неприемлемы и неэффективны.

  Развивайте эмоциональный интеллект 

• Больше рассказывайте сыну о своих чувствах
• Описывайте чувства других людей
• Обсуждайте чувства других мужчин
• Используйте для исследования чувств музыку, литературу, кино
• Учите мальчиков эмоциональной смелости
• Давайте мальчикам возможность проявлять заботу, помогать дома и соседям, стимулируйте старших братьев помогать младшим
• Не забывайте положительно оценивать чувствительность мальчиков
• Самое главное – не жалейте времени!

 

Источник: http://www.goodhouse.ru

 

 

Обсудить на форуме


Комментарии для сайта Cackle