Когда я училась в школе, то иностранный язык мы начинали изучать в пятом классе. Современные дети знакомятся с ним уже во втором. Но некоторые родители еще дошколятами водят малышей на занятия. Чем раньше, тем лучше? Узнаем у профессионального преподавателя английского языка специализированной московской языковой школы Елены Шабаевой. 

 

Вундеркинд: Когда оптимально начинать изучать иностранный язык?

Изучение языка

Елена: Все зависит от того, какие задачи вы с ребенком себе поставили. Если мы берем среднего ребенка, который пойдет или уже учится в обычной образовательной школе, то можно начинать тогда, когда начинают все – со второго класса. Поскольку основная сложность языковой программы в школе – это ее насыщенность и стремительность, то для того, чтобы ребенок легче ее осваивал, можно начать раньше. Никакой проблемы в обучении до школы нет. Но советую родителям при выборе курсов обратить внимание на форму преподавания. И то, до школы лучше это делать в игровой форме. Потому что дети по-другому схватывают и по-другому воспринимают информацию. Мы пытаемся что-то анализировать. А у них это все проглатывается. Они как губочки впитывают.

У меня есть ученики дошкольники. По-русски мы не говорим вообще, начиная с 3-4 занятия. Мы вводим новые темы, новые понятия, термины, и они меня понимают. Например, хлопая в ладоши, я произношу: «Сlap your hands» (хлопайте в ладоши), топая ногами, говорю «stomp your feet» (топать ногами). И так далее.

Они не знают, что такое stomp, они не знают, что такое feet, и как сопоставить эти слова. Но в голове уже отложится, что означает сочетание.

Поэтому здорово, когда урок строится ТОЛЬКО на английском языке, потому что помимо слов, которые изучаются в данный момент, ребенок уже понимает целые фразы.

Вундеркинд: Поэтому язык лучше всего учить за границей?

Елена: Конечно. Лет в 20 я работала в Марокко. По-английски хорошо говорила. А там как раз французский распространен. И буквально через месяц безо всяких учебников я в магазине могла спросить: «А есть ли у вас это?» Конечно, я не стала говорить свободно. Но объясниться уже могла. И это за счет среды! Опыт обмена студентами, учениками очень положительно сказывается на знании языка.

Вундеркинд: Кстати, о загранице. В семьях, где мама и папа говорят на разных языках, родители часто переживают за детей, чтобы у них не было проблем языком. Напрасно?

Елена: Такие дети, как правило, чуть позже начинают говорить, потому что у них мешается два языка, и они пока не могут их разделить. Но в целом это здорово.

Вундеркинд: Допустим, ребенок с рождения знает один язык, но у него есть трудности с произношением. Как помочь ему?

Елена: Тут основная сложность в системе обучения. Причем даже не иностранного языка, а родного. Потому что когда начинаются буквенные и фонетические разборы, дети начинают путать: пишем одни буквы, произносим по-другому… Поэтому тут я бы посоветовала школу с носителями. Чтобы дети учили не грамматику, не что и как переводится, а общались в среде. Чтобы они поняли, что это всего лишь язык общения, и не зацикливались на правилах. Я своим ученикам стараюсь вводить слова – не алфавит. Потому что знание алфавита читать не поможет никак. Зная алфавит, ты читать не научишься. А правила чтения – открытые, закрытые слоги – мы постепенно вводим вместе с новыми словами. И… надо понимать, что у детей мозг работает по-другому. Они на своем космическом уровне просто запоминают, не анализируют, как взрослые.

Учитель и ученик

Вундеркинд: В школе есть педагог, а дома как родители могут помочь, поддержать своего «космонавта», заинтересовать? smile

Елена: А тут все как и с другими предметами. Как музыка, как математика. Нравится или не нравится. Если не нравится, то важно добиться хотя бы того, чтобы он понимал, что происходит, не перегибая «палку». Вундеркинд: Если родители не изучали языка, который теперь учит ребенок. Как они могут помочь?

Елена: Я даже не представляю. Это надо прям очень захотеть учить. Будет сложно еще и потому, что дети по-другому воспринимают информацию.

Вундеркинд: Учеба – это тяжелый труд. Дети от него очень устают. Они несколько часов занимаются в школе, потом приходят домой, делают домашнее задание, иногда до ночи. Вы своим ученикам домашнее задание даете?

Елена: Минимальное. Но опять же смотря каким. Тем, которые уже разговаривают, я могу дать что-то для закрепления пройденного материала. Малышам, которые только начинают, как правило нет. Потому что пятилетка не будет учить слова. Тем более дети хорошо схватывают на самом уроке. Я им могу дать задание напрямую не связанное с английским. Например, раскрасить картинку. А он, выполняя его, вспомнит цвета, которые мы прошли на уроке. И у него есть осознание, что он сделал домашнее задание. Например, сегодня прошли кота и корову, ты этих животных разукрась, пожалуйста. Задание есть!

Вундеркинд: Несколько лет назад в школах стали изучать второй иностранный язык. Если есть возможность выбирать, какой лучше?

Елена: Вопрос сложный, потому что нам со следующего года тоже предстоит этот выбор (прим. ред.: сын Елены пойдет в пятый класс). Но если выбирать из французского и немецкого, то я бы выбрала французский. Он очень схож с итальянским. Кто французский изучает, им итальянский потом легче дается.

Вундеркинд: А китайский? Полтора миллиарда на нем говорит.

Елена: Вообще азиатские языки (японский, китайский) – очень полезная инвестиция в знания ребенка, потому что эти страны настолько быстро развиваются в разных направлениях, что знание этих языков очень ценно.

Ученик и учитель

Неважно, когда ребенок начнет изучать иностранный язык. Важно – КАК, в какой форме, чтобы это было с удовольствием smile

Беседовала: Надежда Бердникова

Другие материалы: 

Мойдодыр, ты не прав!

Во благо ли раннее развитие ребенка?

«Аллергия» на чтение