Ашберн 18.09.2019
20℃ Скорость ветра:
2.1 м/c
19.09 20.09 21.09
22° 10° 26° 15° 29° 15°

Травля в школе: кто виноват и что делать?

17.02.2019

Книги по психологии

 

- Мама, я в школу больше не пойду. – Порой слышат родители от своего ребенка. И это если повезет. А если не повезет, то ребенок замыкается, становится угрюмым, необщительным. И сейчас основная причина таких драматических перемен в поведении школьника - это конфликт с одноклассниками, бойкот или даже травля. Все чаще мы встречаем сообщения о том, что подобные проблемы из нравственных переходят в криминальные. 

 

Что такое буллинг?

Разумеется, их мало констатировать и предавать гласности для широкой общественности. С этим надо что-то делать. В первую очередь – специалистам. Проблема настолько серьезная, что мы обратились не к одному психологу, а пришли на кафедру психологии одного из лучших образовательных центров Академгородка Новосибирска – «Горностай». 

 

Образовательный центр "Горностай"

 

У психологов центра уже есть большая презентация по больной теме. Прямо из нее узнаем, что же такое буллинг.

- травля, преднамеренные агрессивные действия систематически на протяжении длительного периода, осуществляемые группой или индивидом, направленные против жертвы, которая не может себя защитить.

«…Не может себя защитить», - вот в этом и есть главная опасность, потому что личность «насильственно лишается целостности и организующего центра. Подросток начинает жить вне личной истории».

Поэтому очень важно взрослым распознать такую ситуацию. Ведь сам ребенок далеко не всегда в этом признается. 

Обратите внимание на эти признаки поведения ребенка:

  • Тревожность, нервозность, подозрительность как следствие нарушения безопасности.
  • Уязвленное чувство собственного достоинства 
  • Возможно употребление ПАВ (Психоактивные вещества), антидепрессантов.
  • Реакции ухода (уход из дома и т. п.)
  • Самоизоляция от других людей и жизни
  • Немотивированная агрессия
  • Резкое снижение повседневной активности.
  • Убеждение подростка в безысходности - ощущение, переживание человека (подростка), выраженное в следующих ярлыках: «биомусор», «бестолковый», «неудачник», «никому не нужен», «все бессмысленно»
  • Изменение привычек (невозможность продолжения занятий в секциях, кружках, правил личной гигиены, ухода за внешностью).
  • Депрессивные сообщения в социальных сетях.
  • Желание получить «лайки» и  рекламу - заработать на демонстрации видео – фото материалов с экстремальным поведением.

 

Парчина Наталья Сергеевна (Н.С.) – педагог-психолог первой квалификационной категории – добавляет:

 

Паршина Наталья Сергеевна

 

- Буллинг может выразиться именно в резкой смене поведения: не просто носил красные кофты, а тут стал носить синие. А то, что ребенок может замкнуться. Невротические реакции могут появиться в виде навязчивых движений: качания на стуле, обгрызании ногтей, ухудшении сна.

 

Но не каждый ребенок «показывает», что он подвергается травле. И тогда это может привести к трагедии вплоть до самоубийства. 

 

Королькова Полина Анатольевна

 

Королькова Полина Анатольевна (П.А.) - детский и семейный психолог, магистр психологии и педагог-психолог высшей категории: «Присутствуя на уроках  и занимаясь с группами, иногда таких детей, которые подвергаются травле, можно увидеть. Но вмешаться без запроса психолог не имеет права. С запросом может обратиться ребенок с определенного возраста, родители или педагог этого класса». 

Вундеркинд: Вы же диагностируете. Вы общаетесь. 

Бердникова  Анна Геннадьевна (А.Г.) (заведующая кафедрой психологии образовательного центра):

 

Бердникова Анна Геннадьевна

 

 У родителей, как правило, 1-2 ребенка, а в центре более 3 000 обучающихся и 5 психологов. 

П.А.: Тут еще такой момент, когда сами мы, психологи, говорим о проблеме родителям, то часто возникает отторжение: какое вы право имеете. Буквально вчера ко мне в рамках проектной деятельности, где ребята вместе готовят работы, подходила мама такого мальчика. Я ей говорила, что ее сын не может работать в коллективе. И у мамы не возник вопрос «почему». 

В.: Может, она не видит этой проблемы?

П.А.: Она видит. Она не хочет видеть. Если мама увидит, тогда ей надо будет работать над собой, менять свою жизнь. А она этого делать не хочет. Если я возьмусь за ребенка, пообещаю ей, что все будет нормально, она, МОЖЕТ быть, позволит, поработать с ним. Но вряд ли.

Поэтому мы по своей инициативе с детьми заниматься не можем.

В.: Понятно, что такое буллинг, как он проявляется. А в чем причина? Кто виноват?

Н.С.: Ко мне поступает много обращений с проблемой отсутствия контакта. И я всегда там вижу гиперопеку, высокую тревожность у родителей. В этом заключается одна из причин, что ребенок, приходя в коллектив, не умеет общаться. Потому что у него много в голове шаблонов поведения, что вокруг зло. И эта ситуация ВСЕГДА идет из семьи. Когда ребенка травят в коллективе, когда начинаешь копать вглубь, то выясняется, что причиной этому, как правило, становится завышенные требования родителей по отношению к этому ребенку. Адекватная самооценка не формируется, потому что он себя чувствует одним человеком, а от него родители требуют быть совершенно другим. 

 

Старшеклассники

 

И тоже самое происходит в школе. И таких детей очень любят учителя. Когда ребенок становится большим помощником учителю. Они (педагоги) могут даже провоцировать такую ситуацию. Потому что им так удобно. Например, говоря: «А у нас Петя такой ответственный. Проследи, пожалуйста, за всеми». И вот здесь может тоже появляться травля со стороны одноклассников. Такая тонкая ниточка, которая зарождается в семье и продолжается в школе.

А в результате вырастают невротики, которые пытаются быть для всех и везде хорошими, но у них это не получается. 

П.А.: Согласна с Натальей Сергеевной. Нельзя сказать, что ребенка ни с того, ни с сего начали обижать. Дети, которых другим хочется травить, имеют определенное поведение, они всегда отчуждены от класса. Они всегда насторожены.

Буллинг

 

Родители завышают планку, предполагая, что мир опасен. Они могут прямо этого не говорить, но показывают это своим поведением. Ребенок считывает микросигналы. Это можно даже по своей семье посмотреть, насколько ребенок повторяет за родителями то, что даже они не хотели ему передать. Говорят: «Вот, у меня ребенок такой рассякой!» Нет! Ты на себя-то посмотри. Ты же его не в капусте нашел. Правильно? Поэтому идет формирование страха перед другими людьми. Определенно себя человек ведет в тот момент, когда на него нападают. На самом деле он провоцирует. Провокационное поведение – это не то, что он, например, смеется. Он может реагировать неадекватно. И детям это интересно. Потыкать его, что будет. Это с одной позиции, с позиции тех, кого травят. 

Но и многое зависит и от класса. 

 

Проектная деятельность

 

Очень многое! Насколько он сплочен. В хороших коллективах аутсайдеров поддерживают. Ребенок странный, странно себя ведет, настороженно. Все время подчеркивает, что он «не такой». Я сама это видела, работая в проектной деятельности. Ребенок отказывается влиться в группу, мотивируя это тем, что: «У меня не получится, я тут не нужен». В другом коллективе бы его загнобили. Но в сплоченной группе дети начали поддерживать. И в результате он шикарно сделал свою часть проекта. Этот ребенок идет немного в стороне от класса, но никто его при этом не обижает. Это зависит от воспитания коллектива в начальной школе. Где классный руководитель уделяет внимание сплочению класса, там дети слушают друг друга, слышат. Учитель формирует коллектив.

 

Первоклассники

 

В.: Хорошо, если ребенку в школе повезло с педагогом. Но на прогулке с друзьями, учитель уже не поможет. Что родители должны делать, чтобы остановить травлю вне школы?

П.А.: Нарабатывать у детей адекватную самооценку.

 

Мы ждали вас

 

Свирина Наталья Григорьевна (педагог-психолог высшей категории): Откуда берется низкая самооценка?  Когда ребенок, не зная, социально одобряемых правил, нарушает их. И мудрый родитель помогает ребенку их выработать, чтобы он не был белой вороной среди остальных. Играя с ним, разговаривая, читая книжки. Социальные правила нарабатываются через культуру, через сказки, через метафоры, через взаимодействие, через поглаживания, через уклад семьи.

В.: А упражнения по повышению самооценки есть?

 

Успехи 

 

П.А.: Я называю это «повышать свою копилку достижений».  Например, относиться к себе снисходительно. Не смог что-то сделать - отложи на завтра. Скажи, что у тебя получится. Этот навык надо нарабатывать.

 

Мечтай

 

Второе. Если с утра пообещал себе сделать зарядку, то встал и сделал. И самооценка от того, что  выполнил, повысится. 

Еще одно упражнение. Ты можешь делать что-то для других. И это себе отмечать. Перевел бабушку через дорогу. Маме помыл посуду. У нас приучены дети, что мелкие успехи они не замечают. Их приучили родители: «Если ты станешь отличником, тогда ты молодец, а что ты сегодня пятерку получил, ну… ладно. Зато у тебя там пять двоек». Кто захочет из ямы выколупываться? В итоге получается, что ребенок плюет: «Ну и ладно». Дети мне постоянно рассказывают: «Да… они пятерки вообще не замечают, только за двойки нас ругают».  Завышенные требования родителей: нужно добиться каких-то вершин, только тогда мы тебя будем «любить». Важно замечать свои удачи. И родителям рекомендовать, чтобы замечали успехи ребенка. Не покупали, конечно, кучу прелестей-сладостей, а отмечали. Что да, тут ты молодец, а здесь можешь еще постараться. У тебя хватит на это сил. Я знаю. 

Н.С.: И профилактика профессионального выгорания у учителей.

П.А.: …и родителей

 

Кафедра психологии

 

Невозможно уместить в один материал все, о чем мы говорили с настоящими профессионалами своего дела в Новосибирске. Например, кто чаще травит? Почему мальчики хотят быть девочками? Чем отличается Интернет-травля от гнобления в классе? Как правильно хвалить, чтобы не баловать, а повышать самооценку? 

Необходимо дальнейшее спокойное обсуждение проблемы специалистами и родителями, чтобы наши дети избегали этих ситуаций. В чем мы и поможем вместе с нашими читателями.

 

Надежда Бердникова

 

Благодарим специалистов кафедры психологии образовательного центра «Горностай» в лице заведующей кафедры, психолога, кандидата филологических наук, Бердниковой Анны Геннадьевны за участие в беседе и помощь в подготовке материала.

 

Другие материалы:

Как относиться к школьным неудачам ребенка?

Что делать, если ребенка обижают в школе?

Обсудить на форуме


Комментарии для сайта Cackle