Как  научить ребенка учить стихи?

Ребенок учит стих довольно часто. Но  не все дети справляются.

Ребенок учит стих

Есть дети, которым  учить стихи легко, а есть и такие  дети, которые, в силу своих физиологических  особенностей, учат стих с трудом.

Что только ребенок  не предпринимает, помогая себе учить стих!  Есть дети,  которые, почему-то,  учат стихи, стоя на голове. А есть дети, которые, учат стих, качаясь в такт стихотворению. Некоторым  учить стихи помогает скандирование.  Кому-то помогает учить  написание стиха  по памяти, а потом учить  места, которые не вспоминаются с первого раза. Многие  подключают к процессу маму: сначала она читает все четные строчки, а ребенок  учит нечетные, а потом наоборот.

В общем, помочь ребенку учить стихи – прекрасная затея,  и взрослым это тоже полезно.

 

Ребенок учит стих Травка зеленеет

 

Мало кто  понимает, что учить стихи не просто. И  часто  всё  сваливается на школу, которая «ничему не учит». А то и ещё хуже – «мой ребенок тупой». 

Как-то в сети ходила ссылка на ролик,  где ребенок учит стих Травка зеленеет, солнышко блестит.  Он никак не может сдвинуться со второй строчки  и, наконец, разражается матом, проклиная училку,  которая трудное  задает.

Ребенок учит стих

Комментаторы изощрялись  в остроумии – кто по поводу самого ребенка,  кто – новых обучающих стандартов образования.  Но  никто не предлагал пути решения проблемы.

Помочь ребенку учить  стихи — задача непростая!  Однако, она решаемая.
Попробуем рассуждать по порядку.

Зачем  вообще учить стихи?

Не только ребенок,  но и многие взрослые  не понимают, зачем надо учить стихи.  Единственная причина, которая кажется им заслуживающей внимания  — это «тренировка памяти».

Но память, в принципе, можно тренировать на чем угодно,  не только тем, что учить стихи.  Тогда  зачем еще?

Посмотрим, как на этот вопрос отвечает психолог. 

Тренировка памяти  – безусловно,  на первом месте.
    Но есть такое понятие как встроенный эстетический стандарт. Когда  ребенок учит хорошие  стихи – это встраивает в их  психологию  потребность  к высоким стихотворным произведениям.  У ребёнка  вырабатывается  хороший вкус и привычка  к хорошим стихам.

Учить классические стихи – идти по пути к расширению границ понимания мира.

Ребенок учит стих

Любое классическое произведение  несет в себе авторское   восприятие окружающего мира,  которое не только  не уничижает  личное восприятие,  но обогащает его.  Например, выходишь  купаться на море.  Радуешься морю, солнцу, теплым волнам, синеве. И этому ничуть не мешает «парус одинокий»,  и  «зыбь ты великая, зыбь ты морская». Это только добавляет новое измерение, в котором  ты  с морем существуешь.  Так привыкаешь смотреть на мир глазами талантливых и умных людей, заполняя свой внутренний мир  прекрасным.

Мозг человека   гораздо совершеннее компьютера. Он может хранить множество информации.  Поэтому,  лучше загружать  свой  мозг проверенными  временем шедеврами,  а не сиюминутным  мусором. 

Когда ребенок учит стихи, он  становится,  как бы, соавтором поэта. Сопереживает его мыслям и чувствам,  учится пониманию смысла произведения.
Стих  нельзя прочитать хорошо, если не знаешь его наизусть, не прожил его, не прочувствовал.

И  декламировать стихи  надо по- разному.  Есть  стихи, которые нельзя читать тихонько, на ушко.  Например, стихи Маяковского.  Их надо читать  во весь голос,  громко и свободно.    
     Стихи  Ахматовой  надо  читать звучно, царственно, — так, чтобы было слышно даже на последнем ряду, но при  этом, не напрягая голоса.

То есть при  заучивании стихов, необходимо и  актерское мастерство, чему тоже надо научиться.  Учить поэтические произведения – вклад в эстетическое  развитие  ребёнка.

Но вернемся  к   ребенку  на видео, который  никак не мог выучить стих.  Очень может быть, что у  него есть реальные проблемы, которые мешают ему учить стихи – и это может быть не только низкий культурный уровень и отсутствие привычки слышать и читать стихи.
Это  может  быть, например, непонимание на слух, или проблема памяти.
Когда ребенок  учит стих, он не чувствует поэтического ритма стиха, сбивается с него, все время ломает строку. А помочь ему, видно, некому.
      Такое редко бывает с детьми, которым с раннего детства пели песни и читали стихи.     
    Особенно полезны  для развития  у ребёнка чувства стихотворной строки произведения  Чуковского.  Они   отличаются необыкновенной стиховой энергией и разнообразием!

Даже есть мнение, что  если  малышу с самого раннего детства  читать произведения Чуковского,  ребёнок   вырастает, уже пропитанный стихотворными ритмами,  и потом  стихи легко воспринимаются и ребенок их легко учит.

К сожалению, бывает и стиховая глухота. Ребенок, когда учит длинные стихи, часто забывает отдельные слова.   Одни подставляют синонимы с сохранением размера – «мой дядя самых честных правил, когда ужасно занемог», другие – выбрасывают забытое слово, переставляют и, кажется,  совсем не слышат, что у них вышло. «Ну и день был, сквозь дым летучий французы пошли как тучи».
В этих случаях, когда вы помогаете учить, обязательно нужно обращать внимание на ритм стиха:  отбивать его, отстукивать, скандировать, — учить слышать стихи.

Глухота бывает и менее выраженной – например, читая вслух Пушкина, дети по привычке читают «раскаленной» и «безнадежно» как «раскалённой»и «безнадёжно», отчего стихи сразу начинают хромать. Они, разумеется, ничего не знают о церковнославянизмах и не понимают, почему тут должно быть Е вместо Ё, и их не смущают даже, отсутствие  рифмы «раскалённой – Вселенной» « «безнадёжно – нежно».
    Чтобы помочь ребенку быстро и правильно учить стих, взрослый должен доступным языком рассказать о том, что в старину русские люди говорили несколько иначе, чем теперь, и русский язык отличался от современного.

Одна  из серьёзнейших  проблем  при заучивании стихов – это трудности понимания стихотворного произведения.
Например, с первой строчкой  стиха — «травка зеленеет, солнышко блестит» —  ребенку все понятно.

А вот «ласточка с весною в сени к нам летит» — уже проблема.  Что такое «сени»? Ваш городской  ребенок знает, что это такое?   Или   отвлечённый образ  стиха «Лететь с весною». Ребенок мыслит конкретно.  Вполне может быть, что для него вся эта строчка – чистая абракадабра, он ее и повторить-то не может,  где уж тут учить.

Чтобы ребенок хоть что-то понял – надо обсудить с ним  картинку.  Ведь,   когда она есть  в голове,  учить стих гораздо легче. Тем более что словарный запас у ребенка ограничен.

Травка зеленеет, солнышко блестит.
Ласточка с весною в сени к нам летит…
Где же эти сени, и как это, «с весной»,
Ласточка летает, возвратясь  домой…

Абракадабра обрушивается на ребенка внезапно.

Ребенок учит стих

Задали учить стих «Бородино». Это о чем? 

Один знакомый ребенок смог учить этот стих только после того, как родители  вычертили карту и разыграли  сражение с солдатиками.  Только тогда ребёнок  смог представить, что означает «построили редут», «но тих был наш бивак открытый», «уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами»

Ещё, знаменитые строчки стиха:

Вечор ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась…

Ребенок читает слово «вечор» с такой интонацией, как будто это чье-то имя!
Объясните ребенку, что это, по старому, «вчера».  Тогда учить  стих он будет правильно.

В рассказе Виктора Голявкина  «Крути,  снежные, вертя»,  главный герой  так учил стих «Буря мглою небо кроет», что доучился  до  «Утро воет небо могилою».

Так что, если ребенок не понял объяснения учителя в школе, родителям нужно проявить терпение и  помочь учить стих.

 

Важный  момент  при  заучивании стиха– правильная постановка смысловых пауз.

  Яркий пример – строчки  из стихотворения  А. Пушкина:

На красных лапках гусь тяжелый,
Ступая, бережно, на лед,
Скользит и падает. Веселый
Мелькает, вьется первый снег…

Как мы видим, слова «скользит и падает» и «веселый», находятся на одной строчке. И дети,  как правило,  делают одну и ту же  ошибку:«Веселый» — это  у них, — гусь! А «Мелькает, вьется..» начинают, как новое предложение. И так учат!

Ребенок учит стих

Учитель на уроке разбирает этот момент.  А  родители  должны  проконтролировать чтение  дома,  чтобы ребёнок  стал учить стих правильно. 

 Педагоги  рекомендуют,  что лучше учить стихи с книжкой в руках, потому что, когда ребенок пытается учить на слух, возможны проблемы с интерпретацией – не расслышал слово, не уловил строчку и заучивание стиха осложняется.

 Более того, даже когда все слова понятны, важно, чтобы в голове ребенка складывался образ, картинка! Ребенок учит слова, но если не видит ни травки, ни солнышка, ни ласточки, которая летит «с весною». Если нет зрительного образа,  как учить стих?
Поэтому, интересуйтесь у ребенка, что он видит.

 Не секрет, что нередко ребёнок «вспоминает»о том, что надо учить стих,  уже перед сном.  Тогда  учить стих поможет, прием с жестами. «Смотри ж» — смотрим в бинокль, «да что» — разводим руками. «Моей судьбой» — прижимаем руку к груди.  Подсказывающие жесты помогают учить стих.

 Свойства памяти у всех разные.

У одних детей лучше развита зрительная память и  ребенку  легче учитьстихи, заглядывая в книгу.  У  других  более развита  слуховая.  И когда учите с ребенком стихи, к каждому надо находить  свой, индивидуальный подход. 

Очень может быть, что у того ребенка на видео есть реальные психофизические проблемы, которые мешают ему учить стихи, а не низкий культурный уровень  в семье, усталость и отсутствие мотивации.  Может быть,нарушение понимания на слух, или проблема памяти.

К сожалению,  невежество родителей  ребенка, приводит  к отсутствию  должной помощи специалиста.
И, как следствие,  получается то, что мы видим на видео.

Не нужно паниковать, если вашему ребенку будет предложена помощь  коррекционного педагога, логопеда, психолога. Если вы понимаете, что сами помочь ребенку не в состоянии, то вместо позитивного  совместного процесса учить стих, это будет оборачиваться  тоской, истязанием и дворовой  бранью  в детских устах.

    Итак,  делаем выводы:

Зачем ребенку учить стихи? Стих развивает память и речь, формирует у ребенка чувство ритма и стиля,  развивают  логическое мышление. 

Запомните правила, как учить стихи:

 — Учить стихи с ребенком нужно как можно раньше, практически с рождения.  

 — Ребенок должен знать, зачем он учит стихи. Бесполезно объяснять ребенку, что учить поэзию,  это прекрасно.  Учите стихи к приезду бабушки,  или для Деда Мороза!Пусть учит стихи маме к 8 Марта и папе, — к 23 Февраля.

Маленькому ребенку  всегда нужна мотивация. 

 — Чтобы учить стихи ребенку было как можно легче, определите, какой вид памяти у него больше развит. Если ребенок  хорошо запоминает зрительные образы (чаще всего именно так и бывает), нарисуйте вместе картинки  к тексту стиха.  Учите с картинкой! Или, играйте:  если стих про зайчика,  учите стих вместе с зайчиком!
 — Обязательно объясняйте ребенку смысл стихотворения и все непонятные слова и обороты. 
  Если нужно учить длинное стихотворение, разбейте его на логические небольшие части.      Учите каждую по отдельности, постепенно, соединив все вместе.

Удачи вам и позитивного настроения! Не бойтесь учить с ребенком стихи!
Надеемся, статья «Ребенок учит стих» была вам полезной!

По материалам www.oneoflady.com

 

Другие материалы:

 Чтобы из ребенка не выросла жадина