Представьте такую картину: вы ходите по супермаркету и укладываете в корзину то, что вам нужно.
Вдруг, в зале раздаются истошные детские вопли, и внимание покупателей переключается на маму, которая тянет за руку орущее в голос, чадо!
Чем же мама так обидела несчастного ребенка? А ничем! Она просто не купила ему очередную игрушку. Или шоколадку. Знакомая ситуация, не правда ли?
Давать ли деньги ребенку?
Ребенок и деньги — одна из серьёзнейших тем в воспитании ребёнка: сколько, в каком возрасте, можно начинать давать деньги ребёнку; нужно ли подростку зарабатывать деньги самому?
Маленький ребенок — большой почемучка! Он готов задавать вам вопросы про все на свете. Так, воспользуйтесь детской любознательностью и расскажите ему про деньги! Пусть он не думает, что деньги появляются в кошельке как по волшебству. Доступными для ребенка, словами, расскажите, что взрослые зарабатывают деньги и на них можно купить важные и необходимые вещи, и продукты. Можно дать ребенку подержать деньги, эти цветные бумажки.
Пусть ребенок принимает участие, когда вы, например, считаете деньги.
Пусть у него будет своя копилка. Можно соорудить вместе три коробочки для денег, с надписями «доходы», «сбережения», «расходы» и пусть ребенок разложит по ним монетки. А вы доступно объясните, что это все значит и как происходит в жизни.
Сколько денег давать ребенку?
От 6 до 8 лет можно начать давать карманные деньги. Но следуйте правилу: не надо давать денег много. Поинтересуйтесь, на что ребёнок собирается тратить деньги в течение неделии рассчитайте, сколько, примерно, денег понадобится.
Главное, удержитесь от соблазна дать ещё деньги среди недели, если ребенок скажет, что все потратил. И не контролируйте его деньги жёстко.
Это хороший эксперимент, который не опасен для вашего кармана, а допущенные ребенком ошибки с деньгами имеют отличные педагогические последствия.
Поддержите мечту мальчишки иметь к лету велосипед, но предложите копить деньги на него вместе! Не потратил деньги на жвачку, а положил две десятки в общую кассу – молодец!
Главное, не переходить границы. Ребенок не должен ходить голодным и в дырявой обуви, ради велосипеда! Пусть процесс накопления денег на желанную вещь станет позитивным процессом для ребенка (и к тому же, полезным воспитательным моментом).
С 12 до 15 лет важно поддерживать в ребенке желание деньги зарабатывать!
Подросток хочет поехать в колхоз, собирать картошку, морковку? Отлично! Целый день он будет трудиться в поле, а вечером, привезет домой ведро овощей! Обычно, колхозы так расплачиваются со своими юными помощниками. И это очень ценный реальный вклад ребенка в экономию вашего бюджета!
Любые заработанные деньги позволяет ребёнку не только поиграть во взрослую жизнь, но и повышает его самооценку. Можно завести коробку с названием «Работа» и подкидывать туда записки с описанием задания и размером оплаты. Но помните: такая работа не должна касаться обычных домашних дел, иначе скоро придется платить деньги даже за помытую тарелку.
Можно использовать вариант сокращения карманных денег, чтобы подстегнуть ребенка самостоятельно зарабатывать деньги.
Подростку 15 – 16 лет, конечно, нужно больше денег на личные расходы. Кино, походы с друзьями в кафе, ухаживание за девочкой. Родителям приходится с этим мириться и планировать свои деньги.
В этом возрасте старайтесь привлекать ребенка к ведению хозяйства. Пусть вместе с вами обсуждает покупки, расходы, вместе с вами считает деньги. Современные дети не расстаются со своими смартфонами и планшетами, а в них есть программы для ведения бюджета. Так учиться планировать деньги будет интереснее.
Расскажите, что деньги умеют работать: поведайте о процентах, акциях и проч. Откройте формальный вклад, которым будет распоряжаться только ребенок — пусть принимает решения, видит результат.
Если вы знакомы с инвестициями и играете на рынке ценных бумаг, подключайте ребёнка, погрузите в мир денег. Объясняйте все эти графики, котировки — вдруг у вас под боком растет финансовый гений?
Учите ребёнка расходовать деньги. Пусть расписывает свой бюджет так, как это делаете вы.
Однако, в процессе воспитания и формирования правильного отношения к деньгам, есть ещё одна проблема, — жадность у ребенка. Но, не ставьте знак равенства между жадностью и бережливостью.
Малыш в песочнице отбирает у других игрушки, не дает свои? Объясняйте ему, что быть жадиной очень плохо.
Школьником, ребенок не делится своими яблоками, конфетами с одноклассниками? Здесь, правда, неоднозначный вопрос. К сожалению, есть дети, которым родители не дают с собой ни карманных денег, ни еды, и они постоянно клянчат поесть у других. При чем, так «Дай откусить яблочко».
Кстати! Объясните ребенку, чтобы он никогда не давал другим откусывать от своего бутерброда, яблока, никогда не давал пить из своей бутылки, коробки с соком. Это очень негигиенично и опасно заражением вирусной инфекцией, или желудочным заболеванием.
Ребенок может угостить конфетой своего друга, например, но это не должно стать постоянным делом. Учите его говорить нет.
Нельзя давать деньги одноклассникам в долг!
Так же нельзя транжирить деньги, пытаясь, таким образом, заработать себе ложный авторитет одноклассников. Некоторые дети на свои (а, точнее, на ваши) деньги покупают целые кульки с печеньями, конфетами и раздают всему классу. Ребёнок доволен: какой он хороший! Но, пусть попробует ваш ребёнок попросить угостить, в следующий раз, его! Думаете, весь класс побежит в буфет?
Итак, сделаем выводы.
Важно с самого раннего детства воспитывать в ребенке правильное отношение к деньгам. Деньги давать необходимо, но учите ребенка быть бережливым. При должном терпении и воле, тема ребенок и деньги не будет вызывать у вас никаких отрицательных эмоций.
Ольга Косолапова
Другие материалы:
Детские деньги. Как научить ребёнка зарабатывать, тратить и копить