Подходов к воспитанию детей за несколько веков накопилось достаточно. Причем каждый последующий считал свои методы более эффективными, нежели у представителей предыдущего поколения. Мы напомним вам о том, как менялись образовательные программы в Европе на протяжении восьми веков, и к чему это привело.
От Средневековья к эпохе Возрождения
Главным элементом в воспитании чада в средние века считалось Божественное начало. За образец бралось монашество, а носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.
Христианские идеи крепко закрепились в той эпохе, поэтому в христианских школах детям не только рассказывали, кто такой Иисус и откуда он появился, но и учили подавлять в себе грешные пристрастия. Идеалом был сдержанный и благородный человек, способный контролировать свои мысли и желания. Он обязательно должен был соблюдать пост, молиться и изучать священные книги. Кстати, читать в то время умели очень немногие.
А вот в эпохе Возрождения христианские мотивы отошли на второй план. Расцвет промышленности, появление новых технических и гуманитарных наук способствовали смене взглядов человека не только на свою жизнь, но и на то, что его окружало.
Теперь «идеальным» считался умный, разносторонний и многогранный человек, который мог заниматься творчеством: рисовать картины, писать стихи или играть на музыкальных инструментах. От античных способов воспитания старались избавиться еще в средние века, но окончательно их методы были забыты только в эту эпоху.
«Князь гуманистов» Эразм Роттердамский подошел к проблеме воспитания детей с философской точки зрения, провозглашая, в первую очередь, независимость и свободу человека от других людей. Категорически запрещалось применять к детям любое насилия. Его работы «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения» были новшеством, которое люди, привыкшие к строгой дисциплине, оставшейся еще со средних веков, долго не могли понять.
Но Роттердамский был не единственным ученым, кто задумывался об усовершенствованием воспитания детей. Философ Томас Мор вообще создал новую модель государства, где дети должны были воспитываться с помощью игры. По его мнению, активная созидательная деятельность способствовала проявления талантов ребенка еще с раннего детства. Кроме того, провозглашалось образование «для всех»: детей любого социального статуса и пола. Гендерное равенство хоть и поддерживалось именитыми людьми, но появилось значительно позже.
Поддержка физической активности также приветствовалась. Педагоги в этом многое заимствовали у времен рыцарского воспитания. По идее, должен был получиться физически и умственно развитый человек, интересовавшийся естественными и гуманитарными науками. Результаты такого воспитания можно узнать в любом интернет-поисковике, вписав в строку поиска «Выдающиеся люди эпохи Возрождения».
Но даже в этой эпохе были свои минусы воспитания. В первую очередь, тогда так и не добились гендерного равенства. По-прежнему отдавали предпочтение в обучении мальчиков. Девочек же не учили естественным наукам, да и родители, зачастую, не имели желания отдавать девушек в школы. Лишь иногда нанимали для них личных учителей по гуманитарным наукам.
В то время юношам явно не хватало знаний и навыков в естественных науках. Процесс индустриализации начался только во второй половине века, а обучение оставалось не только было устаревшим, но и не эффективным.
Идея создания учебных программ и планов принадлежит философу-гуманисту Яну Амосу Коменскому. Благодаря нему появилось четкое понятие «школьного года», разделение образования на младшую, среднюю и старшую школы.
Эпоха Просвещения
Это название говорит само за себя. Образованию уделялось много времени.
Английский философ Джон Локк в трактате «Мысли о воспитании» изложил интересную идею: не нужно тратить много времени на обучение, главное – воспитание ребенка. Классическое воспитание Локк предлагал заменить на практическое, реальное. Клод Гельвеций также считал, что человек состоит из воспитания, что ему дали.
Во Франции тогда появляется первая специализированная женская школа, предназначенная для девушек обнищавших дворян и сироток дворянского происхождения. Называлось престижно: «Королевский дом Святого Людовика». Он был создан королевой — женой Людовика XIV. Это учебное заведение просуществовало до 1784 года, столетие, а затем было упразднено.
Гендерный вопрос в XIX веке
С большим опозданием, но все же, начали появляться школы смешанного типа. В такие школы могли ходить дети из бедных семей и даже девочки. Во многом этому способствовало первое женское активистское движение в середине XIX века. Благодаря этим движениям уже рассматривали и вопрос реорганизации женского обучения.
Девушки теперь могли проходить курсы по естественным наукам, получать навыки работы с техникой (чаще всего шли работать за промышленные станки).
Обучение старались сделать интересным, избегая классической модели, что сохранилась с эпохи Возрождения.
Стал популярен прагматизм Чарльза Пирса и Джона Дьюи, где дети не просто должны были учить уроки, а под каждого из них подстраивали учебный процесс. Интересы ребенка действительно стали интересовать педагогов. А теоретические знания окончательно заменили практическим опытом.
Широкое распространение получилось изучение психики ребенка. Ученые с педагогами стремились изучить сам процесс развития ребенка, его отношения к урокам, способы запоминания и восприятия информации. Они стремились создать универсальный механизм, позволяющий всем детям в полной мере «впитывать» в себя знания. К таким экспериментаторам относились, Вильгельм Август Лай, Эдуард Ли Торндайк и Гренвилл Стенли Холл.
ХХ век — век вседозволенности?
Нет, «вседозволенность» трактуется в данном случае не в негативном ключе. Наоборот, свобода воспитания и обучения предполагает формирование полноценной личности со всеми ее плюсами и минусами. Ученые Мария Монтессори и Эллен Кей предложили убрать факторы, которые, по их мнению, влияют на эмоциональное состояние ребенка во время обучения. Это, к примеру, соревновательный момент, так как каждый ребенок воспринимает информацию индивидуально, в своем темпе.
Теория свободного воспитания актуальна и сегодня, так как ученик сам выбирает для изучения то, что ему интересно, а значит и учебный процесс должен строиться по-другому.
Будущее?
А что сейчас? Казалось, что наш век собрал со всех эпох только самое лучше, однако, применяется это лучшее не всегда и не во всех учебных заведениях Мира. Каждый год Университет штата Пенсильвания составляет топ самых лучших стран для рождения и воспитания ребенка. Швеция уже долгое время занимает свое первое почетное место. В пятерке лидеров есть Дания, Канада, Нидерланды, Австралия, Новая Зеландия. А России в этом рейтинге увы нет.
С чем же это связано? Тут есть много факторов, да и мнение людей достаточно часто совпадает. «Готовим многознаек и ничего незнаек. Обязательное образование — это только для галочки. Это средство «распила» госбюджета. Красные дипломы — это только утешение для тупых мамок…» — такие комментарии мы нашли, когда готовили эту статью. Агрессивно? Да. Правда? Решать и менять вам.
Подготовила Ирина Азарова
По материалам: weekend.rambler.ru
Фото: womenation.org
Другие материалы: