— А меня папа на «Мерседесе» привез! А тебя, Пашка?
— А меня на «БМВ»! А тебя, Митька?
— А меня мама на санках привезла…
— Счастливый ты, Митька!..
В дословном переводе с немецкого слово wunder-kind значит «чудо-ребенок». Но если переставить местами части слова, получится буквально «детская рана» или «раненый детством». Увы, наверное, не просто так это слово имеет вторую «начинку». Потому что очень многие чудо-дети в результате оказываются психологически ранеными своими ранними способностями… Почему? Здесь нужно начать сначала: как вырастить чудо-ребенка и почему из чудо-детей так редко вырастают чудо-взрослые?
…Если говорить не о буквальном, а о вольном переводе слова вундеркинд, то его обычно переводят как «особо одаренный». Но в общем можно сказать, что дети-вундеркинды помимо всех своих прочих способностей в основной степени особо одарены… родительским упрямством. Чтобы вырастить вундеркинда, одних детских способностей недостаточно: обязательно нужен взрослый, который методично и упрямо, преодолевая все сопротивления и капризы, будет заставлять ребенка эти способности развивать и выдавать результаты. Как правило, таким учителем или тренером является родитель (или даже если ребенок занимается у педагога-профессионала — все равно родитель следит за занятиями, за выполнением заданий, за графиком …) В телевизионных конкурсах, где участвуют дети — певцы и танцоры, много несомненно талантливых (или, скажем так, подающих надежды) малышей, но совершенно ясно, что вовсе не ребенок (как гласят условия конкурса) заплатил за участие определенную сумму, а также снял свое выступление на видеокассету и отправил ее отборочной комиссии — но если ребенка к участию допустили, значит, кто-то это все за него проделал, кто-то, в конце концов, проявил инициативу. Говоря современным языком — кто-то должен делать ребенку «промоушен». Понятно кто — родитель…
Причем для формирования вундеркинда родитель нужен не всякий — именно такой, который будет стоять рядом с палкой и следить, чтобы ребенок делал все, как нужно: потому что сам малыш еще просто не готов к такому взрослому подходу к работе. Дети вообще быстро переключаются, внимание у них неустойчиво. У ребенка еще нет такой усидчивости, которая позволила бы ему заниматься по нескольку часов в день самостоятельно. Он не способен к долгой однообразной работе. У него нет собственной мотивации к высоким достижениям (ни карьерной, ни материальной, ни даже психологической). В общем все те качества, которые у взрослых обычно называются инфантильностью, для ребенка естественны. Таким образом, ни один даже самый талантливый ребенок не сделает в раннем детстве особых успехов, не будь рядом того, кто станет понуждать его к занятиям…
То есть в общем-то одаренных только «от природы» вундеркиндов практически нет. Есть плоды родительского упрямства и непосильного детского труда. Как правило, задачу вырастить чудо-ребенка ставят перед собой родители, которые сами не смогли достичь в жизни желаемых высот и потому каждый такой ребенок — в первую очередь отражение родительских проблем… И первая цель такого родителя — возможность гордиться: «Вот какой у меня ребенок, вот какой я родитель!» И не задумываются, насколько это нужно самому ребенку?
Как ни кощунственно, далеко не у всех вундеркиндов действительно есть талант. Чаще всего этот талант придумывают сами родители… Вот, к примеру, малыш снимается в кино. Он совершенно не актер, с ним, наверняка, пришлось немало помучиться режиссеру вкупе со всеми помощниками, но в итоге на экране видна совершенно очаровательная мордашка, умиляющая всех своей «детской непосредственностью». Зрители очарованы, маленький артист купается в успехе. А родители тут же ставят себе галочку: все, наш ребенок талантлив, у него большое кинематографическое будущее… Возможно, что (во многом под родительским напором) этот ребенок снимется еще в паре фильмов. Но пройдет время, дошкольник превратится в нескладного долговязого подростка, все очарование детской непосредственности пропадет или будет выглядеть неестественно. А кроме этого — в общем, ничего и нет… Хорошо, если родитель вовремя спохватится и перестанет толкать ребенка в кино. Но ведь бывает и так, что уже потерявшего всякий интерес для режиссеров юного «артиста» продолжают таскать по киностудиям различного ранга — от художественных фильмов до рекламы, и в результате от одного разочарования к другому ребенок будет думать о себе все хуже и хуже, и в результате полностью загубит свою самооценку. Да еще родитель, разочарованный тем, что ему не удалось стать предком кинозвезды, в сердцах бросит — эх, ты, бездарность, — вот вам и «раненый детством»…
Бесспорно, бывают и одаренные дети — но в этом случае опять же можно сказать, что все хорошо в меру. В том числе и развитие таланта. А в основном ведь в пресловутых вундеркиндах восхищает, честно говоря, не само качество их исполнения песен или музыки, а то, что маленький ребенок выдает результаты на уровне взрослого! Именно это расценивается как необыкновенность. И именно за это превозносят юного артиста. Не говоря уж о том, что ребенка изначально оценивают выше, чем взрослого, давая детям изначально снисхождение и никоим образом не критикуя. А в результате юное дарование получает в детстве два основных впечатления: во-первых, он приучается к постоянной похвале и не может воспринимать никакую критику, даже конструктивную (порой весьма необходимую), а во-вторых, оттого, что его заставляют работать в режимах, не свойственных детской психологии и физиологии, он при первой же возможности (когда чуть ослаблен родительский контроль) перестает работать вообще. Не потому что ленивый, а потому что просто за свое детство запредельно устал…
И что получается? Физический рост есть, а творческого прогресса нет. И когда результаты, свойственные среднему взрослому, на сцене выдает средний взрослый — что в этом удивительного? Таким образом и не вырастают из чудо-детей чудо-взрослые…
То же самое происходит не только в творчестве, но и в учебе — когда родители, горя желанием «вырастить вундеркинда», в рамках подготовки к школе учат ребенка тому, чего гарантированно не знают и не умеют одноклассники (замечу, не сам ребенок проявляет интерес, который можно поддержать, а родители насильно впихивают ему эти знания), то далеко не факт, что это пойдет ребенку на пользу. Во-первых, дети в первом классе могут и не оценить способностей малыша, -вместо того, чтобы восхищаться им, поднимут его на смех.
Так случилось с одной девочкой, которую мама в пять лет научила говорить по-английски (причем научила не только говорить, но и активно этим бравировать). Ребенок пришел в первый класс, и желая сразу о себе заявить, заговорил со сверстниками по-английски. Класс дружно засмеялся, а потом стали говорить: «Вот та девчонка, которая по-русски говорить не умеет» или еще хуже «У которой наверное язык сломан». Смех смехом, а чудо-девочке пришлось через пару месяцев сменить школу.
А во-вторых, ребенок, получив первоначальные знания и откровенно скучая на уроках в начальной школе, привыкнет к тому, что учительница автоматически ставит ему пятерки, а то и вообще разрешает на уроки не ходить. И у него утратятся (а точнее — не приобретутся) навыки самостоятельной работы по добыванию и усваиваиванию новых знаний. Перейдя в среднюю школу, он уже не сможет быть «отличником на халяву». потому что начнутся другие требования, другой уровень знаний. И в результате такой ребенок сказывается на двойки, причем сам не замечая как. Вот пожалуйста, очередная «рана детства».
Ну хорошо, скажут родители таких детей: если мой ребенок скучает на уроках в первом классе — пусть идет сразу во второй, потом сразу в четвертый, и так далее… Мол, зачем терять десять лет, если способности моего чада позволяют сделать это быстрее? Причем явление это не уникальное: сколько известно ребятишек, которые в школе перешагивают через класс, а то и через два, заканчивают школьную программу экстерном, а потом где-то лет в 14 становятся студентами ВУЗа. Все восхищаются, педагоги ахают, родители других детей порой завидуют, газеты пишут, телевидение снимает… Но как в детской песенке про пластилиновую ворону: «А дальше?»
По этому поводу хорошо сказала одна старая учительница, которая случайно по телевизору увидела передачу о четырнадцатилетнем мальчике, ставшем студентом МГУ. Она покачала головой и сказала: «Ох уж эти родители. Куда они только торопятся? Можно подумать, у них дом горит!»
Увы, старая педагогесса права: торопятся тут тоже именно родители, а не сам ребенок. Да, практически все дети, если их не подавлять изначально, а наоборот, развивать их любознательность, могут хорошо учиться, как говорится, схватывая на лету. Интеллект развивается, дети легко воспринимают информацию и пользуются ею. Но для того, чтобы по воле родителя сделать вундеркинда, нужно набить ребенка этими знаниями как можно плотнее. Пройти школьную программу как можно раньше, раньше поступить в институт… Зачем? А затем, чтобы педагоги ахали, родители других детей завидовали, газеты писали, телевидение снимало — в том числе снимало не только чудо-ученика, но и его родителей. Вот, мол, какого умника вырастили!
А самому умнику каково? Можно, конечно, сказать, что он получил некую фору: пока его сверстники будут получать высшее образование, он уже найдет себе хорошую работу, раньше начнет делать карьеру, раньше встанет на ноги… Но тут, как говорится. «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Точнее — про то, что ребенку все же не 17 лет, а 14. И воспринимать его будут соответственно — для детей даже учеба порой становится вторичной по отношению к социализации в детском коллективе, а когда такой чудо-ученик оказывается среди студентов — он наверняка будет «инородным телом».. Чем, собственно, он будет выделяться в ВУЗЕ? Все кончили школу, все сдали экзамены и были приняты. Только всем 18, а ему 14. Так это разве повод для восхищения? Скоре это повод для смеха и шуточек: мол, молодой еще, помолчи, когда старшие говорят… Никто в институтской среде в общем-то не принимает его всерьез. Он наверняка не сможет найти со старшими сокурсниками общего языка. И в результате в студенческой среде окажется не знаменитостью, а изгоем. Вот и еще почва для комплекса неполноценности — не говоря уже о том резком «перепаде давления», которое ощущает юный студент, переходя от восхищения к откровенному игнорированию. И ко всему прочему — зря положено столько труда, сейчас уже никто это не оценит…
Таким образом, уважаемые господа родители, если вы вправду думаете о ребенке, а не о своей реализации за счет потомства, — подумайте: нужно ли самому ребенку быть вундеркиндом? Да, одаренность присуща практически всем детям, и ее вполне можно поддерживать — но не форсировать, не ломать, не идти против всех психологических и физиологических законов развития ребенка. В конце концов, дети часто бывают одарены в разных областях, поэтому подождите — лет в 7-8 ребенок сам определится, какая область привлекает больше всего его самого, и начнет сам работать над собственными успехами: сначала немного по-детски, потом все серьезнее и активнее. Таким образом он сам будет более полноценно, если так можно выразиться, взрослеть, сам получать мотивацию развивать свои умения и с большей вероятностью может стать чудо-взрослым. А в ситуации с вундеркиндами родители хотят вытрясти из ребенка результаты его одаренности раньше, чем они вообще могут появиться. Ведь чтобы сделать из ребенка вундеркинда, надо начать натаскивать его примерно чуть ли не с полутора-двух лет!..
Особо неистовые родители и педагоги могут заметить: разве вы против детских талантов? Вовсе нет, я не против, я за, но ЗА гармоничное развитие ребенка. Чтобы как минимум самому ребенку было из чего выбирать. А не за упрямое натаскивание малыша, причем кстати, по тому направлению, который чаще всего выбирает пресловутый родитель…
Вспомните Козьму Пруткова: «Специалист подобен флюсу — полнота его одностороння». Точно так же «односторонней», да еще и «скоропортящейся», является исключительность чудо-детей. Вообще как сказал другой педагог со стажем, «еще не известно, каких детей можно назвать чудом: тех, из которых родители делают краткосрочные машины для достижения успеха, или те, кто учится с детства достигать успеха самостоятельно!»
Источник: www.naritsyn.ru
Другие материалы: