По несколько раз в день мы говорим своему ребенку: не надо врать, надо быть честным, правда — это самое ценное, чему ты должен научиться. Мы говорим это вполне искренне, даже не задумываясь, что сами обманываем этими словами.

Будем честны, обман в воспитании необходимый элемент. Весь вопрос в его размере. Когда он допустим, а когда вреден. "Наша" мама Анастасия Адамчевская рассказывает об очень сложной и неоднозначной ситуации. Впрочем, судите сами:

У нас случилось большое несчастье — умер пёс. Ему было 14 лет, старенький, но очень любимый. Сын Саша, естественно, к нему очень привык.

Я обнаружила собачку мёртвой на террасе. Если бы мне не надо было будить малыша и собирать его в школу, я бы впала в безумную истерику. Но через силу пришлось держаться. Ребёнок ничего не заметил и спокойный ушёл в школу. О щенке я бы, наверное, и не подумала, по крайней мере, так быстро. Но было очень боязно за психику мальчишки: хочется оградить деточку от горя.

В течение двух дней, пока искали щеночка, ребёнок ничего не заметил. Абрикос, так звали собачку, был уже в возрасте и не проявлял большую активность. Было решено на Сашины вопросы о собаке отвечать, мол, пёсик в больнице. Щенка привезли на третий день,  точно такого же чау-чау, только маленького. Ребёнок набросился с радостью на маленького медвежонка, но… тут же спросил про старенького. Папа начал было говорить, надо было видеть страдание на лице ребёнка. Я тут же прервала мужа, включила бредовую фантазию и рассказала, что это и есть тот самый Абрикос. 2 дня он лежал в специальной капсуле омоложения, и вот результат.

Малыш сначала не поверил. Посыпались пытливые вопросы: как выглядит эта капсула, где находится, от чего идёт питание и т.п. Выкручивалась, даже рисовать пыталась, когда ребёнок попросил показать этот чудо-аппарат в ютубе, я тоже нашлась с ответом — мол, всё засекречено, наш эксперимент был один из первых. Пришлось предупреждать дедушек и бабушек, тёть и дядь, так как к ним первым делом Саша обратился за разъяснением. Не предвидела я школы… Возвратившись после очередного учебного дня, ребёнок рассказал, что учительница не поняла истории про капсулу, пришлось на следующий день бежать в школу… Прошла неделя, не знаю, поверил ли ребёнок окончательно в чудо-капсулу, но, по крайней мере, не спрашивает про старенького пёсика, упивается играми со щенком.

Слёз и скорби замечено не было. Многие спорят со мной насчёт обмана. Тема сложная, психология не математика, здесь нет точных ответов. Моё мнение — детская психика святое. И чем дольше мы (родители) будем ограждать её от внешней черноты, тем чаще будем лицезреть прекрасные детские улыбки.  

Каковы границы обмана ребенка? Когда он оправдан? Попадали ли Вы в такие ситуации, когда для Вас обман был предпочтительнее правды?