Гиперактивность у детей. Ключ к решению проблемы.

В последнее время стало актуальным изучение проблемы гиперактивности у детей.

Что же такое гиперактивность? Это чрезмерная двигательная активность, сопряжённая зачастую с поведенческими нарушениями. Если ребёнок постоянно находится в движении, не может усидеть на  месте, когда это необходимо: во время приёма пищи за столом, когда ему читают сказку или пытаются заниматься с ним, не может сосредоточиться, легко отвлекается, постоянно рассеян, то родителям стоит обсудить эту ситуацию на приёме у врача.

Надо отметить, что потребность в движении у детей, особенно раннего возраста высока. Необходимо удовлетворять эту потребность, предоставляя возможность ребёнку вести активный образ жизни:  чаще гулять, заниматься физкультурой, устраивать подвижные игры.

Но ребёнку нужен и отдых от движений, который направлен на восстановление жизненных сил и энергоресурсов. Соблюдая определённый режим дня, мы стараемся поддерживать нервную систему  в состоянии равновесия и комфорта. Ранний отказ от дневного сна (в ряде случаев с 2-3-х летнего возраста), уменьшение продолжительности сна, трудности при засыпании, нарушение качества ночного сна (беспокойный, прерывистый, с частыми пробуждениями сон) иногда указывают на функциональные расстройства в центральной нервной системе (ЦНС).

У детей, имеющих гиперактивные черты в поведении, нередко бывают нарушения сна. Казалось бы, уставший от избыточной двигательной активности ребёнок, должен быстро засыпать и спать крепко, без пробуждений. Бывает и так, но зачастую родители сталкиваются с обратной ситуацией: ребёнка невозможно уложить спать и качество сна не всегда бывает безупречным.

Гиперактивность у детей нередко сочетается с незрелостью эмоционально-волевой сферы, проявляющейся импульсивностью. Ребёнок не может сдерживать эмоции, легко возбудим, вспыльчив, неуравновешен; его поведение бывает неровным, а настроение неустойчивым. При выраженной гиперактивности у детей страдает также процесс целенаправленного внимания и сосредоточения. Ребёнок, который не в состоянии усидеть на месте, легко отвлекается на разные внешние стимулы и это становится препятствием к усвоению информации в процессе обучения. При сочетании гиперактивности с нарушением целенаправленного внимания говорят о наличии у ребёнка синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Основными его проявлениями являются повышенная двигательная активность, дефицит целенаправленного внимания (снижение концентрации внимания и нарушение сосредоточения, и как следствие этого трудности усвоения информации) и лабильность эмоциональной сферы.

Что же делать, если ваша семья столкнулась с подобной проблемой? Бесспорно, посетить невролога, который, предварительно уточнив данные анамнеза (сведения о том, как протекали беременность и роды, как развивается ребёнок и каковы его характерологические особенности) и, проведя клинический осмотр ребёнка, определит объём необходимых дополнительных обследований, после чего сможет дать вам полное врачебное заключение о состоянии его здоровья и ответить на вопрос, является ли гиперактивность вашего ребёнка вариантом возрастной нормы, т.е. его физиологической  особенностью или же она обусловлена патологическим процессом в нервной системе.

По мере взросления гиперактивный компонент в поведении ребёнка уменьшается, а целенаправленное внимание становится более устойчивым, стабилизируется эмоциональная сфера. Это связано с развитием коры больших полушарий и её регулирующим влиянием на подкорково-стволовые структуры. По мере созревания лобных отделов коры головного мозга совершенствуются эмоционально-волевые качества ребёнка, он способен контролировать своё поведение и двигательную активность. Но при функциональных нарушениях в ЦНС, обусловленных различными факторами, затрагиваются нейрометаболические процессы, т.е. процессы обмена веществ в нервной  ткани; нарушается баланс между возбуждающими и тормозными нейромедиаторами, искажается передача нервного импульса. Функциональную активность структур ЦНС можно изучить с помощью дополнительных методов исследования, в первую очередь электроэнцефалографии (ЭЭГ). ЭЭГ – это основополагающий метод  диагностики в неврологии, позволяющий оценить состояние биоэлектрической активности головного мозга.

У детей с СДВГ нередко отмечается незрелость нейрональных структур головного мозга, нарушение взаимосвязей между корой головного мозга и подкорково-стволовыми структурами, другие патологические паттерны, свидетельствующие о функциональных расстройствах в ЦНС.

С учётом выявленных нарушений можно подобрать схему коррекционных мероприятий, направленных на улучшение  параметров функциональной активности нервной системы, уменьшив или устранив симптомы гиперактивности, а также стабилизировав эмоциональную сферу ребёнка. Коррекционные мероприятия включают в себя медикаментозные и немедикаментозные методы лечения. Занятия с психологом, дефектологом и поведенческая терапия в коллективе и семье – важные составляющие в коррекции этих нарушений. Вот лишь общие рекомендации, как правильно себя вести родителям, имеющих детей с СДВГ.

1. Никогда не повышайте голос на ребёнка, особенно в присутствии других людей. Это унижает его достоинство и негативно влияет на самооценку.

2. Не предъявляйте ребёнку слишком высокие требования. У всех разные способности, поэтому одинаково высокими результаты не бывают.

3. Сохраняйте спокойствие в том случае, когда ребёнок проявляет импульсивность. Не надо кричать и ругать ребёнка за бурные эмоциональные реакции. Дождитесь, когда он успокоится или постарайтесь успокоить его сами, а потом, не повышая голоса, объясните ему, что вы недовольны такими поведением и надеетесь, что в дальнейшем будете решать спорные вопросы мирным путём, а не с помощью истерик.

4. Если ребёнок не реагирует на ваши просьбы и замечания с первого раза, не переходите на повышенные тона и упрёки, обвиняя его в рассеянности, невнимательности и безответственности, это неэффективный способ воздействия на сознание ребёнка. Попробуйте обратиться к нему в другой форме, сдержанно, без упрёков и оскорблений; старайтесь сохранять доверительный тон разговора и тогда ребёнок услышит вас и отреагирует на ваши слова. Не проявляйте сами импульсивность, не позволяйте себе кричать на ребёнка. Помните, дети берут с нас пример и при неадекватных психэмоциональных реакциях родителей у их ребёнка может стойко закрепиться неправильный стереотип поведения.

5. Если ребёнок испытывает трудности в процессе обучения, не усваивает информацию в должном объёме, необходимо выяснить причину этих расстройств. В том случае, когда у ребёнка нарушено восприятие из-за дефицита целенаправленного внимания, не следует его ругать и обвинять в этом. Это не его вина. Напротив, он нуждается в вашей поддержке, а также в помощи детского невролога, который подберёт ему лечение, направленное на коррекцию этих нарушений.

Не забывайте, каждый ребёнок нуждается в поддержке и понимании. Поощряйте его за достигнутые результаты, сопереживайте его неудачам, помогайте ему в преодолении трудностей. Не будьте слишком строги и требовательны по отношению к ребёнку. Его возможности и способности не безграничны. Постарайтесь стать для вашего ребёнка другом и помощником, а не строгим судьёй. Для этого запаситесь терпением и выдержкой и своевременно обращайтесь к специалистам, которые обязательно вам помогут. 

 

 Светлана Юрьевна Ишханова