Двоечники и отличники.

Вчерашний двоечник – гений завтрашнего дня или почему неуспевающие школьники оказываются лучше приспособленными к жизни, успешнее, благополучнее отличников и хорошистов. О вреде оценочной системы, опасности ярлыков и «парадоксе отличника».

Почему вчерашний двоечник – сегодня успешный и самодостаточный человек? В последнее время такая практика скорее правило, чем исключение.

А чему тут, собственно, удивляться. Традиционная школа с далеко несовершенной оценочной системой не в состоянии выявить потенциал ребенка, определить уровень знаний и умений. Детей натаскивают на решение задач, тестов, заставляют запоминать, вместо того чтобы учить думать, логически мыслить, применять нестандартные подходы.

Школьники решают банальные задачи, тогда как цель образования научить ребенка применять знания на практике. Двоечники и троечники в большинстве своем – бунтари, идущие против этой системы. Не лентяи и не тугодумы. Это дети, которые недостаточно мотивированы. Они отказываются запоминать скучные правила и писать под диктовку потому, что не видят смысла в зубрежке.

Дайте им возможность самостоятельно делать открытия, изучать точные науки, историю, биологию на практике. Ни один ребенок не устоит перед интересным опытом или экспериментом. Тогда не нужно будет заставлять его учиться, он сам захочет добывать знания. Я убежден, что родители должны показать ребенку, дать попробовать, как можно больше всего, не ограничивать его выбор.

 Двоечники и отличники: почему оценки в школе не влияют на успех в жизни?

Сегодня все чаще в начальной школе пятибалльную оценочную систему заменяют на «наклеечную». Детям за успехи в учебе раздают не отметки, а наклейки, жетончики или фишки, опасаясь травмировать неустойчивую психику традиционной проверкой знаний.  Однако у школьных психологов меньше работы не стало. Так или иначе, одних детей выделяют на фоне других, намеренно ввязывая в соревнования. Заменили баллы наклейками, но смысл остался прежним. Все больше детей в младших классах страдают невротическими расстройствами, нарушениями эмоционального состояния, имеют проблемы в общении с одноклассниками.

Уже в младших группах детского сада педагоги охотно используют оценочные системы. Но в отличие от школы, не для проверки уровня и качества знаний, а для развития мотивации детей: съел всю кашу в обед – получил наклеечку на шкафчик, сам застелил кровать, быстро оделся, хорошо делал зарядку – еще наклеечки. И вот уже у Вани пять наклеечек, а у Тани только одна.

С каждой заработанной Ваней наклейкой у Тани растет неуверенность в себе, разочарование. С ясельной группы детей приучают жить в условиях рейтинга, бороться за возможность выделиться. Но если в этом возрасте еще могут дать наклеечку, оценив послушание, трудолюбие, усидчивость, внимательность, то перешагнув порог школы, главным критерием становится успеваемость. Даже если ты очень хорошо написал сочинение, но оно не соответствует общепринятым традиционным взглядам на тему произведения – получай средний или низший бал.

Кто же такие отличники? В меньшей степени действительно талантливые дети, которым легко дается наука, а учеба в удовольствие. В большей – приспособленцы, хорошие исполнители, часто выполняющие задания на автомате. В отличие от двоечников и троечников – они не задают себе вопрос: «А зачем мне это нужно?».

Школьная оценочная система не предусматривает того, что все дети разные и по характеру, и по складу ума, и по уровню развития. Многие педагоги со мной не согласятся, сказав, что одна из главных задач оценочной системы – мотивация, и ничего лучше еще не придумали, приведут в пример положительные результаты школьных олимпиад и конкурсов, соревнований, командных игр, в которых дети участвуют с большим удовольствием, не из-под палки. Но любая игра имеет свои четкие временные и пространственные границы, а жизнь – соревнование постоянное, подчас, его правила не всегда честные. 

Со временем двоечников «записывают» в трудные подростки, мучают репетиторами и воспитательными беседами, правдами и неправдами заставляя учиться и зарабатывать хорошие оценки. В обществе сложился стереотип тождественности понятий: двоечник – значит глупый, ленивый, неспособный, проблемный. Отличник – умница, перспективный ребенок. Но жизнь расставляет все по своим местам. Отъявленные двоечники через пару лет становятся знаменитыми учеными, актерами, спортсменами с мировыми именами, политиками, общественными деятелями. Отличники чаще остаются в их тени.

Среди моих знакомых есть родители, от которых я то и дело слышу: «Сын целыми днями сидит за компьютером, учебой совсем не интересуется, уроки делает для галочки, а у нас ведь уже восьмой класс, надо будет куда-то поступать,…уже с меня ростом, а все с роботами играет. Мы его и музыкальную школу водили, и на хоккей – все бестолку…».

Родители забывают, как сами когда-то были детьми. Слушают учителей, ровняются на знакомых и «других» детей, забывая о самом главном – уникальности своего ребенка и его интересах. Одному такому папе я как-то сказал: «Может у тебя будущий инженер растет, а ты его скрипкой мучаешь!».

О чем это я, спросите Вы? Да о том, что каждый ребенок имеет право на самоопределение. Прислушивайтесь к своим детям, а не к чужому мнению. Не подгоняйте детей под образовательные стандарты и шаблоны. Пусть он несилен в математике и пишет с ошибками, пусть с трудом в конце четверти исправляет двойки по физике – зато хорошо рисует, легко знакомится со сверстниками, общительный и внимательный, уверенный в себе, быстрее всех бегает.

Какой родитель не хочет, чтобы его драгоценное чадо ставили в пример всему классу по части успеваемости? Мамы, папы, бабушки, дедушки, а также учителя заставляют школьника корпеть над учебниками. Мотив один: «Без знаний ничего в этой жизни не добьешься». Вот и получают наши дети важные знания, подкрепляя их наличие хорошими оценками. Но так ли уж существенны пятерки, украшающие школьный аттестат, и насколько интересует работодателей диплом о высшем образовании? (Автор Александр Костин).

 

Гении, которые плохо учились.

Двоечники и отличники: почему оценки в школе не влияют на успех в жизни? 

История пестрит доказательствами отсутствия связи между школьной успеваемостью в детстве и успешностью во взрослой жизни. Так, научного гения, автора порядка 300 работ по физике Альберта Эйнштейна биографы занесли в списки худших школьников, которым удалось прославиться в зрелом возрасте.

Известно, что Эйнштейн начал говорить значительно позже сверстников. Это заставило родителей мальчика думать, что у сына – отклонение в развитии. Однако печальные прогнозы не подтвердились, мальчик заговорил и пошел в школу, как и все обычные дети.

Но успехами на учебном поприще Альберт не радовал ни учителей, ни родителей. Педагоги считали ребенка замкнутым, нерасторопным и даже ленивым. Многие говорили, что из Эйнштейна не выйдет ничего путного. Они ошибались. Возможно, причина школьной неуспеваемости будущего ученого заключалась в отсутствии у него интереса к типичной учебной программе. Эйнштейн самостоятельно подготовился к поступлению в Политехникум в Цюрихе. А позже прославился своими научными теориями и получил Нобелевскую премию по физике.

Чарльз Дарвин, заложивший основы теории эволюции, также не отличался ученическим прилежанием. Мальчик не интересовался тем, что проходили в школе, чем приводил в отчаяние своего отца – врача и финансиста Роберта Дарвина. Именно он поспособствовал тому, чтобы юный Чарльз поступил в Эдинбургский университет. Только вот грызть гранит науки Дарвин-младший отказался, медицина его не заинтересовала. Чего не скажешь о природе. После долгой экспедиции, во время которой Дарвин побывал в Бразилии, Аргентине, Перу и на Галапагосских островах, он понял, что свою жизнь хотел бы посвятить исследованиям.

 

Коммуникабельные двоечники и замкнутые отличники.

 Двоечники и отличники: почему оценки в школе не влияют на успех в жизни?

Двоечники опережают отличников по многим позициям. И это не шутка. К примеру, бизнесмены, которые в детстве плохо учились в школе, во взрослой жизни достигают небывалых высот. В чем секрет?

Американский писатель, психолог и научный журналист Дэниел Гоулман объяснял этот феномен, указывая на так называемый «эмоциональный интеллект».

Гоулман  в 1995 году опубликовал свою книгу «Эмоциональный интеллект». Его очень интересовало, почему двоечники преуспевают больше, чем те, кто успешно учился в школе и университете. После ряда исследований ученые пришли к выводу, что именно эмоциональный интеллект является фактором, отвечающим за то, насколько мы успешны в жизни.

Эмоциональный интеллект – это форма социального знания, которая включает в себя способность отслеживать и контролировать свои и чужие эмоциональные состояния, различать их и использовать полученную информацию для управления своими действиями.

Другими словами, люди с более развитым эмоциональным интеллектом наиболее приспособлены к стрессовым ситуациям в жизни, а, следовательно, легче приспосабливаются к переменам и справляются с трудностями.

Один из основных жизненных законов таков: для того, чтобы добиться успеха, не обязательно быть самым умным, нужно просто уметь взаимодействовать с другими людьми.

Так вот, если посмотреть на поведение отличников – так называемых «ботаников» – и двоечников, то в большинстве случаев мы видим, что отличники замкнуты, сконцентрированы на заданиях и исследованиях, а двоечники – более общительны.

И чтобы как-то уравновесить сложившуюся ситуацию, необходимо менять подход к образованию: делать его менее академичным и более социально-эмоциональным.

Как говорит начальник отдела по подбору персонала  Ольга Никитина, работа, да и взрослая жизнь в целом, заметно отличается от обучения в школе или институте.

«Когда вы черпайте знания, правила довольно просты – выучил, ответил, получил оценку. Отличники привыкают к такой системе и входят во вкус, ограничивая себя в возможностях нестандартного мышления. Каждый шаг или ответ четко продуман, а риски сведены до минимума.

Другое дело – двоечники и троечники, которым приходится не только подключать все резервы при подготовке к пересдаче, но и искать нестандартные решения для оправдания невыполненных задач. Все это является хорошей тренировкой для мозга и способно принести свои плоды в будущем.

Дети, которые плохо успевают в школе, привыкли адаптировать и искать выход даже в самой сложной ситуации, потому что другого варианта у них просто нет. Вырастая и начиная работать, они смотрят гораздо шире и видят за пределами своих должностных обязанностей, что вызывает симпатию практически у любого руководителя».

Однако специалист Тренингового Центра Елена Шевченко считает, что далеко не каждый двоечник хваткий и приспособленный к трудностям.

Почему же тогда отличники часто уступают позиции своим менее эрудированным одноклассникам? Вот что говорит Елена:

«Суть в том, что часто хорошие оценки являются результатом зубрежки, послушания, желания нравиться.

Такие дети, став взрослыми, вполне могут найти работу, но вряд ли станут лидерами и руководителями. Потому что для этой цели нужны качества противоположные – творческое мышление, относительная независимость от мнения других, стремление отстаивать свои желания и интересы.

К сожалению, в большинстве наших школ такие качества ребенка скорее сделают из него двоечника, так как для того, чтобы получать пятерки нужно, прежде всего, уметь приспосабливаться».

По ее мнению тот, кто плохо успевал в школе, вполне может рассчитывать на удачную карьерную реализацию в будущем.

Если бывший двоечник, но при этом талантливый в какой-то определенной области человек, проявит себя как профессионал, то при приеме на работу будут оценивать реализованные проекты специалиста, смотреть его портфолио, а про школьные и университетские двойки вряд ли вообще вспомнят.

А как же отличники? Неужели во взрослой жизни им приходится оставаться в тени своих более расторопных одноклассников с плохим аттестатом?

Отличники делают хорошую карьеру в научной сфере, там, где чувствуют себя наиболее комфортно.

 По материалам econet.ru; letidor.ru

 

Другие материалы:

В школах займутся поисками вундеркиндов

Раздельное обучение. За и против.

Амбиции родителей сильно влияют на успеваемость