Создание ситуации успеха в процессе тренировок и занятий физкультурой способствует развитию мотивации достижения успеха, сообщили ученые НГПУ. Они обучили юных самбистов техникам саморегуляции и заметили большую разницу в поведении – юноши стали менее подвержены стрессу и более мотивированы на высокий результат.
Важным моментом в воспитании подростков является их подведение к самостоятельной постановке задач для эффективного развития спортивных навыков. Исследователи из Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) предположили, что существует взаимосвязь мотивации к спортивной деятельности и эмоционального комплекса подростков.
«У подростков нужно сформировать понимание, что успех или неудача являются результатом приложенных усилий для достижения результата. Эмоции оказывают значительное влияние на формирование мотивации к успеху», – рассказала выпускница магистратуры направления «Педагогическое образование» НГПУ Анастасия Лицкевич.
В НГПУ смогли подтвердить, что можно скорректировать мотивационные и эмоциональные характеристики спортсменов. По их словам, именно мотивация спортсмена обеспечивает определенный уровень активации физических и психических функций. Регулирование таких критериев чрезвычайно важно, особенно в связи с жестким контактом с соперником.
.
Фото : Светлана Сушко, Всероссийская федерация самбо.
Исследование НГПУ было проведено на базе Сибирской академии самбо г. Новосибирска среди самбистов 12-13 лет, имеющих 1-й юношеский и 3 спортивный разряды. Юношам предложили использовать приемы психорегуляции – позитивного воздействия с помощью слов, мысленных образов, представлений и воображения.
Исследователи измерили личностную и ситуативную тревожность до внедрения методики. В начале эксперимента были получены следующие результаты: у 8 из 12 самбистов был выявлен высокий уровень личностной тревожности. Высокие результаты по ситуативной тревожности наблюдались у 6 самбистов.
В процессе обучения приемам психорегуляции ученые выявили сильное снижение уровня тревожности как личностной, так и ситуативной. Такие результаты свели к минимуму возникновение негативных предстартовых состояний в соревновательной деятельности самбистов. Подростки обрели уверенность в своих силах и добивались больших успехов во время тренировок.
«Важное условие формирования мотивации – это подведение обучающихся к самостоятельной постановке, принятию задач. От того, понимает ли каждый подросток поставленную перед ним целевую установку и осознает ли необходимость ее достижения вообще, будет зависеть результативность деятельности. Стоит заметить, что необходимым условием развития мотивации к спортивной деятельности является учёт личностных особенностей ребёнка, которые совершенствуются в процессе спортивной деятельности определённой направленности», – рассказала доцент кафедры теоретических основ физической культуры НГПУ Марина Одинцова.
Ученые также подчеркнули, что самбисты стали более устойчивы к отрицательным воздействиям, о чем говорит сниженный уровень тревожности. С такими показателями спортсмену легче овладеть новыми навыками, его успехи становятся стабильнее.
Источник: ria.ru
Другие материалы:
Суворовская карта
Зачем Минздрав нарушает закон?