Учителям нужны дополнительные знания для работы с трудными подростками считают в Федеральном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского. Разработанная программа обучит педагогов средних общеобразовательных школ основам клинической психологии. Программа также поможет разобраться в том, как правильно реагировать на травлю внутри детского коллектива и другие патологические нарушения в поведении школьников. Новые навыки необходимы педагогам и для распознавания подростков, склонных к суицидам считают специалисты института им.Сербского.
Проект учебной программы для школьных педагогов подготовил Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского.
— Программа рассчитана на преподавателей различных школьных дисциплин — не имеет значения, какой предмет преподает учитель, — рассказал генеральный директор центра Сербского, главный психиатр Минздрава РФ Зураб Кекелидзе. — Это будет дополнительное образование для учителей как начальных, так и средних и старших классов.
Проект программы уже направлен в Минздрав на согласование.
Предполагается, что новая дисциплина будет называться «Основы психогигиены. Детская и подростковая клиническая психология». После согласования программы обучения учителей основам детской клинической психологии в Минздраве она будет направлена в Министерство образования.
По словам главного психиатра Минздрава, уже решено, что на обучение педагогов основам психологии будет отведено 72 академических часа.
— Учителя должны знать детскую и подростковую психологию, видеть и понимать, что происходит с ребенком в школе, — считает Кекелидзе.
— Современных педагогов часто заботит только дисциплина, а должно беспокоить другое, как найти подход к проблемному ребенку, какие моменты в его поведении должны насторожить взрослых. После внедрения нового предмета для педагогов всех профилей будет разработана отдельная программа для повышения квалификации, которую педагоги проходят каждые пять лет.
Готовить таких специалистов будут в самом Центре Сербского. Затем преподаватели новой дисциплины отправятся с циклами лекционно-семинарских занятий в педвузы всех регионов страны.
Внештатный детский психиатр Департамента здравоохранения Москвы, один из авторов программы Анна Портнова рассказала, чем вызвана необходимость нового курса.
— Это нужно для того, чтобы педагоги школ знали границы нормы, а также умели правильно действовать в конкретных критических ситуациях. Например, в случае агрессии со стороны ребенка или же внутригрупповых конфликтов — так называемого буллинга. Очень часто травля и другие явления приводят к катастрофическим последствиям — суицидам, — говорит Анна Портнова. — Поэтому педагоги должны понимать причины и следствия таких ненормативных поведенческих феноменов.
Пока педагоги не могут распознать потенциально опасные ситуации, когда родителям стоит показать ребенка врачу.
Разработчики новой дисциплины говорят, что она должна помочь в профилактике подростковых суицидов. Однако не все психологи считает такую программу необходимой. Например, детский психолог, вице-президент Межрегионального фонда социально-психологической помощи семье и ребенку Ирина Медведева думает, что «диагностика нужна, в том числе и в школах, но это должен делать не наскоро обученные на курсах педагоги, а врачи — детские психиатры».
— У учителей есть своя работа, а наспех проведенная диагностика может только навредить ребенку. Нужно развивать детскую психиатрию, а не нагружать учителей тем, в чем они не могут быть компетентны, — подчеркнул психолог.
Тема достаточно серьезная, чтобы пустить ее на самотек. Многие профильные специалисты придерживаются мнения вице-президента Межрегионального фонда социально-психологической помощи семье и ребенку Ирины Медведевой и считают, что эту проблему должны решать профессионалы.
По материалам izvestia.ru
Подготовил Владимир Речменский
Другие материалы
Воспитательный тупик: мама за, а папа – против.
Знают ли родители об эмоциональном воспитании подростка?