Кем хотят быть наши дети? …И кто и как помогает им в выборе профессии?
 
Представьте себе, что Вам предложили покататься на машине времени. В лучшем случае Вы бы приняли такого человека за фантаста, в худшем – начали бы звонить в известные медицинские организации. 
Но почему?
Все просто: вы – взрослый. А вот ребята к нашему предложению отнеслись даже не спокойно, а, скорее, — с энтузиазмом. И безо всяких «БЫ»! 
Итак, в будущее отправятся ученики гимназии №45 города Москвы. 
Вместо надоевшего всем сочинения вроде «Кем хочу быть?», договорившись с учителями, мы сказали: «Завтра будет не просто завтра, то есть в 2013 году, а завтра наступит в 2023 году. И вам, по сути, надо написать свои «воспоминания»: «Вчера я вышел на работу: куда, кем и почему?»
Ну, что? Готовы? Тогда ПО-Е-ХА-ЛИ!!! smile
 
Удивительные, но вместе с тем приятные вещи начались сразу же. Участвовать в путешествии захотело больше ребят, чем мы планировали изначально. Так что «перелет» получился массовым: два четвертых класса, один седьмой и два выпускных, одиннадцатых, класса.  Марш-бросок во времени совершили около 100 человек… Результаты, мягко говоря, ОЧЕНЬ удивили. 
…хотя бы тем, что практически все хронопутешественники определились с профессией. Области занятий самые разнообразные: кто-то хочет стать врачом, кто-то – учителем, а еще ребята хотят быть психологами, юристами, дипломатами, журналистами, стюардессами, учеными, инженерами, художниками, певцами, актерами, иллюстраторами, детскими писателями, пожарными, полицейскими, бизнесменами, тренерами и футболистами. 
Впрочем, не надо думать, что это было обычное перечисление. В независимости от возраста ученики ясно увидели, чем они занимаются. Например:
 
«Вчера я вышел на работу в авиаконструкторское бюро имени П.О.Сухого. 
Я работаю помощником Главного авиаконструктора. Правительство РФ поставило нам задачу: создать истребитель нового поколения с потолком 20 км, дальностью полета 4500 км и скоростью 2600 км/ч. На следующий день в нашем бюро было совещание по новому самолету.
Следующим нашим этапом было создание чертежей нового самолета. Эта работа заняла много месяцев. По этим чертежам наши мастера создали модель самолета, которую мы отправили в ЦАГИ имени Н.Е.Жуковского для прогона в аэродинамической трубе.  После этого на заводе нашего ОКБ было создано две модели нового самолета. Летные испытания моделей производились в ЛИИ имени М.М.Громова. Испытания прошли успешно: военные остались довольными и приняли самолет на вооружение».
 
А знаете, сколько лет конструктору Петру Дариалашвили в наше время? 10 лет! Не каждый взрослый разбирается в истребителях разных поколений и их стадиях разработки, а тут! Вот так мечтают современные ученики четвертых классов: зримо, конкретно и образно.
Или вот так:
 
«Я устроилась на работу в большой научный биологический университет. Я известный биолог, профессор биологических наук, ректор на кафедре. Я очень люблю свою работу, занимаюсь любимым делом. 
И сделала очень много открытий в моей области».
 
Мы надеемся, вы запомните это имя. Шмотина Ксения. Вполне вероятно, что наш собеседник – будущий нобелевский лауреат. Правда, «лауреат»  в наши дни учится в 7 классе, но это ПОКА!
Вообще тенденция такая: прагматики, то есть те, кто в будущем «занял» солидное место и думает не только о работе, но и о зарплате, это, как нетрудно догадаться, старшеклассники. Самые большие сомнения и метания у семиклассников. А вот «малыши, хотя какие малыши, когда уже  в четвертом классе люди представляют, как работают конструкторские бюро и ученые.
Рассмотрим по категориям. Прагматики.
Знакомьтесь, господин Гузеев. Успешный архитектор, бизнесмен и одновременно специалист биржевых операций. Четко знает, что и как надо делать. Слово предпринимателю:
 
«Моя голубая мечта – организовать и управлять компанией (о многопрофильной корпорации я еще не задумывался), занимающейся всем комплексом недвижимости: проектирование, постройки, купля-продажа, декорирование.
Также меня привлекают биржевые торги: следить за динамикой рынка ценных бумаг, умение вовремя покупать и сбрасывать их».
 
Но ошибаются те, кто считает, что для сегодняшних юных прагматиков главное – предпринимательство. В будущем эти ребята готовы бороться за спокойную жизнь, причем не только мальчики. Алине Шишкиной помогла в этом… классическая литература!
 
 «Вчера я вышла на работу. Теперь я являюсь юристом. Моя работа принадлежит сфере  уголовного права. Именно находясь в стенах гимназии, я поняла, что я хочу получить от жизни и кем хочу стать. Различные проекты, групповые работы, проходящие в гимназии, научили меня работать с людьми и выступать на публике. Именно конкретный пример по литературе помог мне найти себя в сфере юриспруденции. Анализируя произведение А.С.Пушкина «Пиковая дама» и Достоевского «Преступление и наказание», я поняла, что действительно мне интересно и чем я хочу заниматься большую часть своей жизни». 
 
Для тех, кто беспокоится о развитии культуры, хотим успокоить, искусство без пополнения не останется. 
 
«Вчера я вышел на работу. Я работаю в студии звукозаписи «SK recs», входящей в холдинг «Крем-рекордс», звукорежиссером. Специализируюсь на музыкальной звукорежиссуре. Уже добился определенных успехов в этой области. Но как я к этому пришел?
В определении вектора моей дальнейшей жизни большую роль сыграла моя школа: именно там я первый раз увидел, что такое студия звукозаписи и понял, что именно этого я хочу.
Это было зимой. Седьмой класс. Я тогда записался в кружок по игре на гитаре. Вел его человек, который по совместительству  был звукорежиссером в школьной студии, где и проходили занятия. Один вид студии, осознание ее возможностей пробудили во мне сильное желание вникнуть в суть дела. И Сергей Николаевич показал мне основы: микрофоны, программы, пульт, основные приборы, коммутацию и т.д. Мне разрешили помогать со звуком в актовом зале: от перестановки микрофонов на сцене до полноценной работы с пультом. Потом я пошел на профессиональные курсы студийной музыкальной звукорежиссуры, потом в ГИТР (прим.ред. – Гуманитарный институт телевидения и радиовещания) на звукорежиссерский факультет.
Так, моя родная школа дала старт моей дальнейшей профессиональной жизни».
 
Было интересно, что нынешние ребята удивительно сочетают в себе романтику и учет собственного материального благополучия. Хорошо это или плохо? Не знаем. Судите сами. Рассказ семиклассницы Стафеевой Даши о путешествии в свое будущее:
 
«Я устроилась на работу переводчиком в представительство международной компании, разрабатывающей новые технологии и оборудование для экологически чистого производства. Я считаю, что это довольно доходная и очень интересная работа. В ней есть возможность карьерного и интеллектуального роста, а также возможность путешествовать по разным странам, знакомиться с их самобытными культурами и узнавать новую для себя информацию.
Вчера был мой первый рабочий день, который я провела во Франции на международном семинаре. Там я переводила своей компании выступления английских, американских, русских, немецких испанских и итальянских компаний на французский язык. Это была моя первая, к тому же достаточно крупная, и поэтому очень важная работа.
Я уверена, что мне хватит моего природного упорства и сил быть максимально полезной компании».
 
Рады были встретить в нашем будущем и своего коллегу – журналиста. Правда, у Саши Свирского почерк не очень, но это уже профессиональное…
 
 «Вчера я вышел на работу в издательство «Новости мира» в качестве корреспондента. Какая же это увлекательная профессия!  Я могу оказаться в любой точке Земного шара и знакомиться с людьми разных национальностей. В Японии – с японцами, в Корее – с корейцами, в Америке – с американцами. У меня есть прекрасная возможность взять интервью у знаменитых актеров, боксеров, хоккеистов, писателей, политиков и рассказать о них всему миру. Я первый, кто узнает о важных событиях, происходящих на нашей планете: новых открытиях, стихийных бедствиях, изобретениях ученых, исследованиях космоса и археологических раскопках».
 
Радует, что материалы Саши  без иллюстраций не останутся. Сейчас ученица четвертого класса Юрлова Аня, а в будущем – замечательный фоторепортер:
 
«Вчера я вышла на работу в редакцию. 
 
Я фоторепортер. Мне нравится снимать интересные моменты. Сейчас осень. Все в золоте. Я с фотокамерой гуляю по парку. Неожиданно ко мне подходит группа людей и начинает о чем-то мне рассказывать. Оказалось, это иностранцы. У нас завязался интересный разговор, я же в школе учила английский язык. Снимки получились интересные. Репортаж вышел на славу.

Казалось бы… разница между выпускниками и учениками четвертых классов не такая уж и большая. Но взгляды на свою жизнь в будущем у них здорово отличаются. Конечно, можно сказать, что причина только возрастная, но с другой стороны — растут они в разных условиях. И «малыши» смотрят на мир, как это ни удивительно, более широко. Вот лишь несколько «отчетов» о своих путешествиях учеников четвертых классов. Комментировать не будем. Смотрите сами.

Мечты-воспоминания Бондаренко Андрея, 4 класс:

 

«Я хочу стать машинистом электропоезда в метро. Это здорово – возить пассажиров! Люди торопятся, а ты им помогаешь. Работа эта очень ответственная, требует большого внимания и знаний». 

 

Очень патриотичное путешествие во времени Парфентьева Глеба, 4 класс: 

 

«Солнечным весенним днем я проснулся и подумал: «Все-таки здорово иметь работу». С детства я очень любил играть с оружием: автоматам, пистолетами и старинным оружием. Мне нравилось разбирать их, разглядывать, как у них там все устроено внутри. Часто они ломались, и я пробовал их починить. Иногда – у меня получалось, иногда – нет. Но было очень интересно.

И вот я взрослый и работаю конструктором – изобретаю новое оружие. Но вовсе не для того, чтобы кого-то убивать, а чтобы защищать свою Родину!» 

 

Для некоторых ребят важно, чтобы работа была не только интересной, но и престижной. Об этом говорит, например, Сафронова Лиза, сейчас ученица четвертого класса:

 

«Я хочу стать дизайнером, потому что это творческая и престижная работа. Я очень хочу создавать необычную мебель и креативные вещи: вазы, цветы, тарелки, светильники. Это будет очень интересно, хотя придется много учиться». 

 

Не смотря на многие скандалы в обществе, связанные с учителями, врачами, ребята выбирают эти профессии. Они хотят быть полезными людям! Ермаков Дмитрий работает в институте имени Н.В.Склифосовского:

 

«Я стал врачом-хирургом. Это мечта всей моей жизни. Помогать людям, делать операции, лечить их от разных болезней, все это я буду стараться делать на «отлично». Хочу, чтобы люди на Земном шаре меньше болели.

Урок окружающий мир помогает мне изучать микробы, строение тела и органов человека, разные болезни. 

Я буду стараться хорошо учиться, чтобы быть отличным хирургом». 

 

Учитель, врач или парикмахер? Анастасия Кесоян пока до конца не определилась:

 

«Так и вижу себя: сижу за столом с красной ручкой. Передо мной стопка тетрадей. Я их внимательно просматриваю и отмечаю ручкой ошибки, а потом подсчитываю и проставляю баллы. А если работа хорошая, то пишу крупным красивым почерком «мо-ло-дец». 

Или стою в большом красивом зале со множеством зеркал. Там очень приятно пахнет. На мне красивый фартук, а в руках ножницы. Я стригу волосы маме, а потом говорю: «Давай тебя покрасим». Надеваю длинные тонкие резиновые перчатки, беру специальную баночку и развожу в ней кисточкой краску. Потом осторожно, прядку за прядкой, разукрашиваю волосы в рыже-красно-золотой цвет. Мама становится красивой-прекрасивой и говорит: «Ой, кто это? Неужели я?»

Но все-таки врачом мне хотелось стать сильнее. Ко мне будут приходить детки, у которых болит живот, или голова, или все вместе. Я буду их внимательно осматривать. Буду стараться их развеселить и успокоить, чтобы они меня не боялись. Потом назначу нужные анализы и обследования и начну лечить. Они очень быстро будут у меня выздоравливать. А я буду этому очень рада!» 

 

Гигаури Даниил «стал» ученым-генетиком:

 

«Вчера я вышел на работу в лабораторию генной инженерии. Я занимаюсь усовершенствованием растений. Моей задачей было – вывести вид пшеницы, устойчивой к холоду. Работа была не из легких, но я справился. А сейчас мы с коллегами работаем над созданием гена, способствующего минимальному потреблению воды.

Мне нравится моя работа. Она трудная, но интересная. Она помогает получить новые источники пищи. 

Растениями я заинтересовался на уроках окружающего мира в гимназии, а также всегда читал новости о научных опытах над растениями».  

 

Брейдо Соня  (пока в 4 классе) «работает» с детьми:

 

«Вчера я вышла на работу психолога. Я по профессии школьный психолог. В первый день найти контакт с ребятами было непросто. Но я пыталась найти с ними общий язык. Был такой случай,  подходит ко мне первоклассница Маша и спрашивает:

— Чем занимается психолог?

И  тут я вспомнила, как в школе была замечательная учительница Ольга Анатольевна. И я вспомнила, как она с нами играла, развивала, учила оценивать свое настроение и не расстраиваться, если оно грустное.  Я ответила так:

— Маша, психолог развивает, играет в развивающие игры для того, чтобы мы не огорчались, если плохое настроение.

После этого дня ребята подружились со мной, и я нашла с ними общий язык. И я благодарю школу за это!» 

 

Среди наших путешественников есть и любительница животных как Лебедева Вера:

«Вчера я вышла на работу в зоомагазин. Я по профессии продавец животных. Один раз в мой зоомагазин привезли очень много зверьков, и мне нужно было узнать, сколько и какого корма мне необходимо купить. В этом мне помогли мои школьные знания математики и окружающего мира. Я рассчитала и купила нужный корм. 

Моим четвероногим друзьям очень понравился их вкусный обед. Спасибо школе! » 

 

В наше время писателем быть невыгодно. Может быть, к 20-ым годам что-то изменится? Или Сашу Ломакину привлекает в этом деле что-то другое? Ведь она не просто писательница – она пишет  сказки для детей:

 

«Мой вчерашний рабочий день прошел в издательстве. Я по профессии писательница. Обычно я работаю, пишу у себя дома. Но вчера я была в издательстве, с которым сейчас сотрудничаю, на встрече с моими маленькими читателями. Я пишу сказки для детей. Герои моей новой сказки ученики младшей школы. Когда я приступила к работе над ней, я вспомнила, как сама училась в школе. Нас учили грамоте, писать сочинения, красиво и правильно излагать свои мысли. Учась в начальной школе, я написала свои первые сказки и с тех пор захотела стать детской писательницей. Встреча с читателями прошла хорошо и интересно. Моя сказка им очень понравилась. Они даже решили поставить по ней спектакль и пригласили меня на свое представление.

Играли маленькие артисты замечательно. Публика была довольна и громко им аплодировала. Вот такой случай был в моей жизни. Должна сказать, что я очень люблю свое дело!» 

 

Престиж профессии в обществе далеко не всегда играет решающую роль в выборе ребят. Они делают то, что хотят, что считают нужным и полезным. Дарафелия Дамир, даже знает, какими качествами должен обладать человек такой профессии:

 

«Вчера я вышел на работу в полицию. Я буду работать полицейским.

 

Мне нравится моя профессия, потому что только настоящий сильный мужчина может овладеть этой профессией.

Полицейскому кроме силы необходим ум, чтобы распутать хитрые козни нарушителей. Надо понять, что собираются сделать бандиты. 

 

Работа полицейского помогает людям в тяжелых случаях. Кроме того, у полицейского должно быть доброе сердце. Он не должен всех обвинять. Он должен понять людей, поверить им и помочь в беде. Настоящего полицейского уважают добрые люди и боятся нарушители. В гимназии я научился отличать добрых и честных людей от обманщиков. В гимназии я научился помогать товарищам и защищать их. Я понял, что быть полицейским – это мое дело».

 

Поверьте, что это лишь небольшая часть работ наших путешественников во времени и каждая из этих работ действительно очень интересна. Но может возникнуть вопрос, который гуляет в сети и некоторых СМИ: а много ли ребят, которые собираются уехать за границу.

Были ли такие среди наших хронопутешественников? Были. Но уехать, чтобы работать и прославиться самому и добыть славу для своей страны. Ну, например, став футболистом с мировым именем.

Аксельрод Андрей «вышел» на работу в FCB:

FCB –это Футбольный Клуб «Барселона».

Я по профессии профессиональный футболист. 

Вчера было две тренировки: утренняя и вечерняя, обе по 4 часа. Было очень тяжело. Сегодня утренней тренировки не будет, так как вечером будет матч с Футбольным Клубом «Зенит». Вчера сбылась моя мечта: я всегда хотел играть за «Барселону».Раньше я играл в России за Футбольный Клуб «Зенит». Когда я стал лучшим игроком «Зенита», меня пригласили в «Барселону». 

 

Мечтают ребята и о подвигах. Вот, какая история «приключилась» с Эрнандезом Элгуджей:

«Первый вызов был с улицы, где начался пожар в большом доме. В окне дома я увидел маленьких и плачущих детей. Я побежал внутрь дома. Все было охвачено огнем, и было сильное задымление. И тут я вспомнил урок по окружающему миру. Первым делом я побежал к лестнице, где был главный рубильник, и обесточил весь дом. Когда я добежал до двери, я тихонько и осторожно открыл ее. Потом я сразу открыл все окна квартиры. Очень осторожно. Затем я нашел детей и вынес их из горящего дома. 

Вот такая история приключилась со мной в первый день работы».

 

Впрочем, справедливости ради надо сказать, что были и те, кто сев в машину времени, своего будущего не увидели… потому что не определились, кем они будут. Среди всех, кто участвовал в нашем «путешествии», их было только двое, оба – из седьмого класса. 

И это тоже удивило. Все дело в том, что идею такого путешествия нам подсказали родители. На одной из встреч с руководителем образования к ней подошла мама и сказала: «Вы знаете, надо что-то делать с профориентацией детей, а то скоро заканчивать школу, а ребята так и не определились, кем хотят стать». Это, безусловно, огорчило. Учиться ради учебы, не зная, зачем знания пригодятся, не пытаться найти свое место в жизни – это грустно для ребят, но еще более печально, что в школах, преподавая предметы, никак не связывают их с реальной жизнью. Вот тогда-то мы и решили выйти на школу, где поиск своего места в жизни стал пусть и внепрограммным, но очень важным делом. Так, мы вышли на московскую гимназию №45 имени Л.И Мильграма. И познакомились с  ее директором Шнейдером Михаилом Яковлевичем:

 

— Надо сказать, что профориентация у нас ведется на всем протяжении обучения, а не только в выпускных классах. Отчасти это идет и от самих детей. Им неинтересна чистая теория: решать отвлеченные примеры по математике или зубрить правила иностранного языка: им реальную жизнь подавай. Поэтому мы проводим много экскурсий, например, ребята ездили в Когалым, Губкинский университет. Постоянно проводятся конференции, в том числе и научные. В девятом классе ребята делают персональный проект по различным  областям. 

 

Как нам удается делать? Все новое – хорошо забытое старое. Раньше, в советское время, было распространено шефство предприятий над школами. Вот нечто подобное практикуется и у нас. Нашими шефами стала компания «ЛУКОЙЛ». У них есть специальная программа помощи школьникам в выборе их будущего пути. И звучит лучше, чем скучная профориентация smile

 

 

Хотите верьте, хотите – нет. Но мы за короткий период второй раз сталкиваемся с тем, что наши крупнейшая корпорация «ЛУКОЙЛ» очень серьезно помогает воспитанию и образованию ребят. Будем рады рассказать и о других компаниях, которым не безразлично будущее нашей страны. Но пока конкретными действиями мы встретились именно в ЛУКОЙЛЕ и не удивительно, что часть ребят видит себя в нефтяной отрасли, как нынешний одиннадцатиклассник Теплинский Андрей: 

 

«Вчера я вышел на работу в большую нефтяную компанию по профессии инженер. Это мне нравилось еще, когда учился в гимназии. Моими любимыми предметами были математика, физика. Я уже тогда выбрал профессию инженера.

В новом, взрослом, мире мне пригодились навыки школьных дней. Я очень хорошо помню все те дни, которые сейчас мне помогают. Особенно пригодились мне уроки математики, русского (грамотность), физика (профессия), английский, потому что в моей работе иностранный язык играет немаловажную роль. А работа над персональным проектом развила во мне ответственность, способность планировать и защищать свой проект, что мне очень понадобилось. Коллективная работа помогла работать не только одному, но и в коллективе, что очень важно.

Другие уроки не пригодились мне, но благодаря им я равномерно развит, и если меня спросят, в каком году был запущен человек в космос, я смогу гордо ответить. Я благодарен своей гимназии».

 

Сизый Юрий смог увидеть, что ему «помешало» в его становлении как профессионала:

 

Вчера морозным ранним утром я вышел на работу в офис. Работенка не пыльная, да и заработная плата высокая. В общем… не жалуюсь. По профессии я физик-ядерщик, но по семейным обстоятельствам работаю на нефтедобывающей вышке в Новом Уренгое: разрабатываю планы бурения, чертежи, иногда сам спускаюсь из офиса к бур-машине, чтобы проверить, что мои расчеты были верны. Хоть я и не доволен полностью своей карьерой, иногда я так углубляюсь в свою работу, что забываю обо всех своих жизненных невзгодах, крахе с бизнесом и о провале в своем деле.

Я всегда мечтал иметь свое дело, быть большим человеком – бизнесменом. Но по стечению обстоятельств мне пришлось идти работать по профессии, обучению которой я посвятил десяток лет. И, знаете, гимназия, в которой я учился перед поступлением в вуз, существенно помогла мне в жизни. Поступил я в университет очень легко. И первый курс показался мне одним мигом, так как все уже было изучено мною в гимназии. Школа помогла мне в отношении к другим людям, в частности – подчиненным. Я имею подход к каждому из них. Также гимназия помогла мне с оформлением важных документов, так как нас обучали этому с девятого класса. И еще многое-многое другое, что невозможно написать в одном сочинении.

Своей жизнью я благодарен гимназии и всегда буду помнить те беззаботные юношеские годы. 

 

Мы еще раз хотим поблагодарить руководство гимназии 45, учителей и всех учеников, которые приняли участие в нашем фантастическом эксперименте. До встречи в будущем.

 
 
 
Другие материалы: