Маугли: США против СССР

Каких детей воспитывает идеология через мультфильмы?

Недавно посмотрел советский мультфильм «Маугли» – честно говоря, прямо затянул. Обратил внимание на ряд важных моментов, которые можно назвать «программированием ценностных ориентиров».  Стало интересно, и нашел в сети американский аналог «Маугли». Удивительно, насколько разные эти картины!

И насколько разного человека они воспитывают!

 

Персонажи.

В советской версии (СВ) все персонажи харизматичны и обладают именно собственной харизмой, неповторимой динамикой, образом, в то время как в американской версии (АВ) все персонажи одинаковы – одинаково двигаются, одинаково говорят, лишены всякой харизмы и выглядят шутами.

За счет этого в СВ хорошо прослеживается идея о реализации именно своих сильных сторон.

СВ – вообще, очень глубокий и эмоционально сильный мультфильм. Здесь доходчиво говорится о дружбе, взаимовыручке, причем каждый в команде играет на своей сильной стороне:

 

  • Каа – не ввязывается в бой, но он мудр и предлагает стратегические решения (найти клинок, победить рыжих псов).
  • Багира – просто идеал женственности, я бы даже добавил – альфа-женщины: она сильная и опасная, и при этом грациозная и нежная, игривая и спонтанная, но в то же время смекалистая и мудрая (именно она “разрулила» тему со спасением Маугли, дав толпе быка на собрании стаи).
  • Балу – отличный учитель.
  • Акелла – мудрый и справедливый лидер.
  • Волчица-мать готова  отдать жизнь за приёмного ребенка.
  • Шерхан – силён, свиреп и хитер, он играет не по правилам и в итоге получает по заслугам за это.
  • Шакал полон страха и, пожалуй, самый мерзкий персонаж в мультике.

 

Маугли: США против СССР

Все персонажи зрелые, харизматичные и ясно видят своё место в джунглях.

В АВ – ничего подобного просто нет. Все персонажи одинаково глупые  и “смешные». Несмотря на разную пластику, у всех одинаковые гримасы и эмоции.

Концепт своего пути перевернут – обезьяна хочет стать человеком, слоны ходят строем, а сам Маугли никак не может определиться, кем же ему быть, кому подражать. А Багира, вообще, мужик!

 

Атмосфера и концепт.

В СВ, конечно, всё не так красочно и гармонично. Суровый советский реализм – это, пожалуй, минус.

Но это по-своему символично, ибо позволяет легче мысленно отвлечься и видеть суть мультфильма:

 

  • Ищи свои сильные стороны и находи своё место в обществе.
  • Сила дружбы, коллектива, знаменитое “мы с тобой одной крови», кооперация при решении задачи.
  • Вместе можно добиться гораздо большего, чем в одиночку.
  • Коллектив – это важно и полезно. Опять же уважение к индивидуальности. Каждый делает то, что у него лучше всего получается.
  • Добро в итоге побеждает зло.

 

Мультфильм учит быть честным и сильным, и играть  на светлой стороне, ибо тьма побеждена будет обязательно.

Зачастую персонажи шли на смерть и были готовы сражаться до конца за то, что им дорого, и судьба награждала их за храбрость – ситуация решалась либо мирно (как на совете), либо в их пользу (как в конце мультфильма).

Храбрость и честь награждаются. Бесчестие, хитрость и трусость – наказываются.

Все трудятся: дикобразы катят тыквы, волки охотятся и учатся(!), медведь учит, лидер руководит и так далее. Вывод: трудись – и получишь результат.

В американском мультфильме все “лупасят» и “стебут» друг друга, и это как бы “весело»: общий концепт (идея) мультика просто развлекательный.

Атмосфера раздора, нет единого мнения, эгоизм, каждый действует в своих интересах. Идея: пой, танцуй, “умерь свои потребности» – и всё будет отлично. На первый взгляд, тоже неплохой посыл, позитивный такой, но уж очень это смахивает на агитацию к развлечению, а не созидательному труду.

Тема дружбы есть также и в АВ. Однако там каждый персонаж хочет что-то получить от Маугли или навязать свою точку зрения.

Битва с тигром в конце тоже веселая и простая. И Маугли ведет себя там очень своеобразно, но об этом далее.

И теперь самое важное: персонаж и его взаимоотношения.

Маугли: США против СССР

В СВ Маугли развивается на протяжении нескольких серий. Он всё больше раскрывает свои сильные стороны, всё больше понимает, кто он. Он становится сильнее, умнее, быстрее. Он становится и вожаком стаи, и побеждает нашествие врагов, получает кинжал, и сам побеждает тигра голыми руками.

Сначала он учится, как и подобает ребёнку, но вскоре становится самостоятельным, сам принимает решения. Он активен, инициативен и смекалист. Он ведёт себя храбро и держится достойно.

В АВ Маугли – потребитель. Он капризный и одинокий. Он не может найти своё место в жизни. То пытается быть медведем, то слоном, то грифом.

Мораль как бы очевидна – будь человеком, кем тебе и положено быть, однако общий эмоциональный фон создает именно ощущение поиска и даже отчаяния, нагнетая конфликт.

И как он решается? В конце Маугли не сам принимает решение пойти к людям, а “ведётся» на, не по годам, “сексуальную девочку»…

Маугли: США против СССР

Весь мультик его направляют, о нем заботятся, им управляют: ощущение, что выбор  у Маугли состоит в том, к кому бы присоединиться, кому доверить себя.

Маугли сам ничего не решает, всегда решают за него от самого начала до самого конца. То есть, задан образ ведомого потребителя, а не самостоятельной личности.

В СВ Маугли искренне дружит с персонажами, помогает им, и они вместе решают какие-то задачи. Если и дурачатся, то как-то, очень по-доброму. Все положительные персонажи ладят между собой и работают в команде, ставят конкретные цели и достигают их.

В АВ персонажи ссорятся между собой, делят Маугли, словно у него нет выбора (а ведь и правда просто нет), и каждый хочет удовлетворить свое эго через него.

Персонажи трусливы, как и сам Маугли. И все персонажи невротичны, истеричны и избыточно эмоциональны. У них нет сути, стержня, они часто меняют свои решения, они непоследовательны, словом, довольно хаотичные и потерянные.

Маули в СВ уважает своих братьев, защищает их, внимает их мудрости, они поддерживают друг друга и действуют сообща.

В АВ Маугли вечно одинок, отталкивает других персонажей; конфликт строится на том, что никому нельзя доверять.

 

Финальная сцена.

Маугли: США против СССР

В СВ Маугли вырос и превратился из забавного, полного энергии мальчика-лягушонка в красивого статного мужчину, достойного, сильного, опытного. Апогеем его зрелости становится его эпичная и довольно жестокая победа над Шерханом.

Маугли с братьями придумывает план и воплощает его, дерётся с Шерханом один на один, и, даже потеряв клинок в битве, всё же одерживает победу – голыми руками.

Победа окончательная, о чём свидетельствует шкура на камне.

Затем Маугли влюбляется и понимает, что не может жить вечно в джунглях. Тогда он САМ принимает решение уйти из стаи, оставить “свой высокий пост» ради новой жизни. Стая прощается с ним и принимает его выбор, напоследок говоря, что если что-то понадобится – мы всегда с тобой.

Примечательна и сцена Маугли с девушкой.

Во-первых, они уже “взрослые». Девушка, увидев роскошного Маугли, роняет кувшин и убегает, оборачиваясь снова и снова. Она и боится его, и проявляет интерес.

Сам Маугли тоже убегает и плачет на груди у Балу, потому что в нём проснулось чувство любви, и он понимает, что пора уходить к людям.

Таким образом, добившись максимального в джунглях, вождь стаи, победитель главного, очень хитрого врага, отправляется ради любви к новым вершинам. Уверен, и там он добьется успеха.

Такая вот, история прогресса и смелого движения вперед. Последний кадр – взрослый, сильный и волевой Маугли прощается с братьями на фоне деревни, двигаясь к новой жизни.

Теперь посмотрим, что происходит в АВ: Маугли как был худым мальчиком, так и остался – он никак не вырос, никак не эволюционировал. Он ребёнок, просто ребёнок – капризный, запутанный, недоверчивый и одинокий. Он ищет, к кому ещё примкнуть – ведь все “прошлые друзья» его обманывали…
Маугли: США против СССР

Тут он встречает грифов, и  его находит Шерхан. Новые друзья трусливо убегают, но Маугли не теряется и как будто бы, не боится драки. Шерхан, как типичный американский злодей, не сразу сжирает героя, а решает с ним поговорить и поиграться. Типичная ошибка злодея.

В этот момент появляется Балу и кидается в драку. Маугли убегает, но потом находит палку и бьёт тигра, пока тот обездвижен, однако, когда тигр освобождается, Маугли убегает с криком “помогите».  

Потом, случайно, молния ударяет в дерево,  и пока Шерхана отвлекают грифы, Маугли  привязывает к его хвосту палку. Шерхан трусливо убегает.

Балу как будто умирает: плаксивая сцена, где медведь слушает посмертную речь Багиры и получает по лицу от него(!), когда все узнают, что Балу жив.

Затем они идут в джунгли. Но Маугли увидел девочку и решил её рассмотреть. Балу замечает: “Не иди туда – от них все проблемы» (установка на отношение к другому полу).

Однако Маугли,  не по-детски, ведётся. Девочка гипнотизирует его красивыми глазками, и Маугли, в итоге,  как в трансе, идёт за ней. Девочка роняет кувшин, чтобы Маугли его донёс, и он, опять же, ведётся и несёт.

Балу кричит: “Забей, идём в джунгли!», но Маугли жмёт плечами и идёт, одурманенный, за девчонкой.

Персонажи поют песню, как круто жить в джунглях. Конец.

 

Еще пару замечаний.

В СВ основные планы – это лица, и совершенно нет в кадре “мягкой точки».

В то время как в АВ именно это часть тела играет важную роль, постоянно фигурируя на первом плане.

В СВ я не заметил откровенно глупых персонажей.

В АВ – все персонажи  тупы. Примечательны также сцены со слонами – один по поведению похож на зомби и постоянно жрёт; в другой сцене – “вид сзади», в третьей – истеричная жена орёт на спесивого мужа.

 

Итог.

Маугли: США против СССР

Советский мультфильм воспитывает сильную, смелую, храбрую, смекалистую независимую личность, которая ставит цели и достигает их.Использует силу коллектива. Учитывает сильные стороны союзников и врагов и действует смело и эффективно.

Образец отношений – сильный, уверенный лидер-мужчина, способный на глубокие страстные чувства. Роль мальчика – стать мужчиной.

Американский мультфильм воспитывает раба. Капризного недоверчивого потребителя, склонного к неврозам и одиночеству, недоверчивого и обманутого, который всегда ведом кем-то.

Кто  не знает своих сильных сторон, не строит планы, не принимает решения. За него всегда решают, его ведут.

В конце оказывается, что он, вообще, не главный персонаж, а главные – это беззаботный медведь и Багира-мужик, которые и правят бал в джунглях.

И, кстати, касаемо юмора. Юмор позволяет не воспринимать информацию критично и расширять рамки дозволенного: это же шутка, это нормально. Поэтому, давать установки и образы очень хорошо именно через юмор.

Когда ребёнок смотрит мультфильм, у него еще очень мало своего опыта, чтобы решить, что нормально, а что нет.

Когда он видит, что персонажи ведут себя каким-либо образом, и их никто не осуждает – ребёнок принимает эту модель поведения, как норму. И он моделирует в своей жизни то, что видит.

Ребёнок, смотрящий советский мультфильм, будет думать, что храбрость и честь – это нормально, ставить цели и достигать их – это нормально, сражаться и побеждать – это нормально. Быть творцом и автором своей судьбы – это нормально.

Ребёнок, смотрящий американский мультфильм, будет думать, что когда тобой управляют – это нормально, предательство и одиночество – это нормально, невротичность и капризность – это нормально. Быть потребителем – это нормально.

А теперь подумайте, что смотрите вы сами и ваши дети (свои, племянники, братья и сестры). Какие образы они видят? Какие модели поведения для них станут нормальными? Что они воплотят в своей жизни? И что воплощаете вы сами?

Это и есть воспитание, это и есть ОБРАЗ-ование. Сегодня они смотрят диснеевские мультики, завтра слушают попсу, а послезавтра их идеалы и ценности приобретают эгоистичный и потребительский окрас, свойственной западной культуре.

Всё серьезнее, чем кажется. Игнорируя проблему, мы не уходим от неё, а просто передаем власть тем, кто от неё не отказывается, вот и всё.

Через информацию – фильмы, мультфильмы, музыку, программы, игры и так далее – идёт навязывание желанных кому-то, шаблонов поведения. Особенно это сказывается на детях.

Поэтому, будьте бдительны. Создавайте светлое, сильное, храброе, честное. Фильтруйте информационные потоки для себя и, прежде всего, для своих детей.

 

Источник: top.thepo.st

 

Другие материалы:

Вырастить из мальчика мужчину

PRO подростков