Каких детей воспитывает идеология через мультфильмы?
Недавно посмотрел советский мультфильм «Маугли» – честно говоря, прямо затянул. Обратил внимание на ряд важных моментов, которые можно назвать «программированием ценностных ориентиров». Стало интересно, и нашел в сети американский аналог «Маугли». Удивительно, насколько разные эти картины!
И насколько разного человека они воспитывают!
Персонажи.
В советской версии (СВ) все персонажи харизматичны и обладают именно собственной харизмой, неповторимой динамикой, образом, в то время как в американской версии (АВ) все персонажи одинаковы – одинаково двигаются, одинаково говорят, лишены всякой харизмы и выглядят шутами.
За счет этого в СВ хорошо прослеживается идея о реализации именно своих сильных сторон.
СВ – вообще, очень глубокий и эмоционально сильный мультфильм. Здесь доходчиво говорится о дружбе, взаимовыручке, причем каждый в команде играет на своей сильной стороне:
- Каа – не ввязывается в бой, но он мудр и предлагает стратегические решения (найти клинок, победить рыжих псов).
- Багира – просто идеал женственности, я бы даже добавил – альфа-женщины: она сильная и опасная, и при этом грациозная и нежная, игривая и спонтанная, но в то же время смекалистая и мудрая (именно она “разрулила» тему со спасением Маугли, дав толпе быка на собрании стаи).
- Балу – отличный учитель.
- Акелла – мудрый и справедливый лидер.
- Волчица-мать готова отдать жизнь за приёмного ребенка.
- Шерхан – силён, свиреп и хитер, он играет не по правилам и в итоге получает по заслугам за это.
- Шакал полон страха и, пожалуй, самый мерзкий персонаж в мультике.
Все персонажи зрелые, харизматичные и ясно видят своё место в джунглях.
В АВ – ничего подобного просто нет. Все персонажи одинаково глупые и “смешные». Несмотря на разную пластику, у всех одинаковые гримасы и эмоции.
Концепт своего пути перевернут – обезьяна хочет стать человеком, слоны ходят строем, а сам Маугли никак не может определиться, кем же ему быть, кому подражать. А Багира, вообще, мужик!
Атмосфера и концепт.
В СВ, конечно, всё не так красочно и гармонично. Суровый советский реализм – это, пожалуй, минус.
Но это по-своему символично, ибо позволяет легче мысленно отвлечься и видеть суть мультфильма:
- Ищи свои сильные стороны и находи своё место в обществе.
- Сила дружбы, коллектива, знаменитое “мы с тобой одной крови», кооперация при решении задачи.
- Вместе можно добиться гораздо большего, чем в одиночку.
- Коллектив – это важно и полезно. Опять же уважение к индивидуальности. Каждый делает то, что у него лучше всего получается.
- Добро в итоге побеждает зло.
Мультфильм учит быть честным и сильным, и играть на светлой стороне, ибо тьма побеждена будет обязательно.
Зачастую персонажи шли на смерть и были готовы сражаться до конца за то, что им дорого, и судьба награждала их за храбрость – ситуация решалась либо мирно (как на совете), либо в их пользу (как в конце мультфильма).
Храбрость и честь награждаются. Бесчестие, хитрость и трусость – наказываются.
Все трудятся: дикобразы катят тыквы, волки охотятся и учатся(!), медведь учит, лидер руководит и так далее. Вывод: трудись – и получишь результат.
В американском мультфильме все “лупасят» и “стебут» друг друга, и это как бы “весело»: общий концепт (идея) мультика просто развлекательный.
Атмосфера раздора, нет единого мнения, эгоизм, каждый действует в своих интересах. Идея: пой, танцуй, “умерь свои потребности» – и всё будет отлично. На первый взгляд, тоже неплохой посыл, позитивный такой, но уж очень это смахивает на агитацию к развлечению, а не созидательному труду.
Тема дружбы есть также и в АВ. Однако там каждый персонаж хочет что-то получить от Маугли или навязать свою точку зрения.
Битва с тигром в конце тоже веселая и простая. И Маугли ведет себя там очень своеобразно, но об этом далее.
И теперь самое важное: персонаж и его взаимоотношения.
В СВ Маугли развивается на протяжении нескольких серий. Он всё больше раскрывает свои сильные стороны, всё больше понимает, кто он. Он становится сильнее, умнее, быстрее. Он становится и вожаком стаи, и побеждает нашествие врагов, получает кинжал, и сам побеждает тигра голыми руками.
Сначала он учится, как и подобает ребёнку, но вскоре становится самостоятельным, сам принимает решения. Он активен, инициативен и смекалист. Он ведёт себя храбро и держится достойно.
В АВ Маугли – потребитель. Он капризный и одинокий. Он не может найти своё место в жизни. То пытается быть медведем, то слоном, то грифом.
Мораль как бы очевидна – будь человеком, кем тебе и положено быть, однако общий эмоциональный фон создает именно ощущение поиска и даже отчаяния, нагнетая конфликт.
И как он решается? В конце Маугли не сам принимает решение пойти к людям, а “ведётся» на, не по годам, “сексуальную девочку»…
Весь мультик его направляют, о нем заботятся, им управляют: ощущение, что выбор у Маугли состоит в том, к кому бы присоединиться, кому доверить себя.
Маугли сам ничего не решает, всегда решают за него от самого начала до самого конца. То есть, задан образ ведомого потребителя, а не самостоятельной личности.
В СВ Маугли искренне дружит с персонажами, помогает им, и они вместе решают какие-то задачи. Если и дурачатся, то как-то, очень по-доброму. Все положительные персонажи ладят между собой и работают в команде, ставят конкретные цели и достигают их.
В АВ персонажи ссорятся между собой, делят Маугли, словно у него нет выбора (а ведь и правда просто нет), и каждый хочет удовлетворить свое эго через него.
Персонажи трусливы, как и сам Маугли. И все персонажи невротичны, истеричны и избыточно эмоциональны. У них нет сути, стержня, они часто меняют свои решения, они непоследовательны, словом, довольно хаотичные и потерянные.
Маули в СВ уважает своих братьев, защищает их, внимает их мудрости, они поддерживают друг друга и действуют сообща.
В АВ Маугли вечно одинок, отталкивает других персонажей; конфликт строится на том, что никому нельзя доверять.
Финальная сцена.
В СВ Маугли вырос и превратился из забавного, полного энергии мальчика-лягушонка в красивого статного мужчину, достойного, сильного, опытного. Апогеем его зрелости становится его эпичная и довольно жестокая победа над Шерханом.
Маугли с братьями придумывает план и воплощает его, дерётся с Шерханом один на один, и, даже потеряв клинок в битве, всё же одерживает победу – голыми руками.
Победа окончательная, о чём свидетельствует шкура на камне.
Затем Маугли влюбляется и понимает, что не может жить вечно в джунглях. Тогда он САМ принимает решение уйти из стаи, оставить “свой высокий пост» ради новой жизни. Стая прощается с ним и принимает его выбор, напоследок говоря, что если что-то понадобится – мы всегда с тобой.
Примечательна и сцена Маугли с девушкой.
Во-первых, они уже “взрослые». Девушка, увидев роскошного Маугли, роняет кувшин и убегает, оборачиваясь снова и снова. Она и боится его, и проявляет интерес.
Сам Маугли тоже убегает и плачет на груди у Балу, потому что в нём проснулось чувство любви, и он понимает, что пора уходить к людям.
Таким образом, добившись максимального в джунглях, вождь стаи, победитель главного, очень хитрого врага, отправляется ради любви к новым вершинам. Уверен, и там он добьется успеха.
Такая вот, история прогресса и смелого движения вперед. Последний кадр – взрослый, сильный и волевой Маугли прощается с братьями на фоне деревни, двигаясь к новой жизни.
Теперь посмотрим, что происходит в АВ: Маугли как был худым мальчиком, так и остался – он никак не вырос, никак не эволюционировал. Он ребёнок, просто ребёнок – капризный, запутанный, недоверчивый и одинокий. Он ищет, к кому ещё примкнуть – ведь все “прошлые друзья» его обманывали…
Тут он встречает грифов, и его находит Шерхан. Новые друзья трусливо убегают, но Маугли не теряется и как будто бы, не боится драки. Шерхан, как типичный американский злодей, не сразу сжирает героя, а решает с ним поговорить и поиграться. Типичная ошибка злодея.
В этот момент появляется Балу и кидается в драку. Маугли убегает, но потом находит палку и бьёт тигра, пока тот обездвижен, однако, когда тигр освобождается, Маугли убегает с криком “помогите».
Потом, случайно, молния ударяет в дерево, и пока Шерхана отвлекают грифы, Маугли привязывает к его хвосту палку. Шерхан трусливо убегает.
Балу как будто умирает: плаксивая сцена, где медведь слушает посмертную речь Багиры и получает по лицу от него(!), когда все узнают, что Балу жив.
Затем они идут в джунгли. Но Маугли увидел девочку и решил её рассмотреть. Балу замечает: “Не иди туда – от них все проблемы» (установка на отношение к другому полу).
Однако Маугли, не по-детски, ведётся. Девочка гипнотизирует его красивыми глазками, и Маугли, в итоге, как в трансе, идёт за ней. Девочка роняет кувшин, чтобы Маугли его донёс, и он, опять же, ведётся и несёт.
Балу кричит: “Забей, идём в джунгли!», но Маугли жмёт плечами и идёт, одурманенный, за девчонкой.
Персонажи поют песню, как круто жить в джунглях. Конец.
Еще пару замечаний.
В СВ основные планы – это лица, и совершенно нет в кадре “мягкой точки».
В то время как в АВ именно это часть тела играет важную роль, постоянно фигурируя на первом плане.
В СВ я не заметил откровенно глупых персонажей.
В АВ – все персонажи тупы. Примечательны также сцены со слонами – один по поведению похож на зомби и постоянно жрёт; в другой сцене – “вид сзади», в третьей – истеричная жена орёт на спесивого мужа.
Итог.
Советский мультфильм воспитывает сильную, смелую, храбрую, смекалистую независимую личность, которая ставит цели и достигает их.Использует силу коллектива. Учитывает сильные стороны союзников и врагов и действует смело и эффективно.
Образец отношений – сильный, уверенный лидер-мужчина, способный на глубокие страстные чувства. Роль мальчика – стать мужчиной.
Американский мультфильм воспитывает раба. Капризного недоверчивого потребителя, склонного к неврозам и одиночеству, недоверчивого и обманутого, который всегда ведом кем-то.
Кто не знает своих сильных сторон, не строит планы, не принимает решения. За него всегда решают, его ведут.
В конце оказывается, что он, вообще, не главный персонаж, а главные – это беззаботный медведь и Багира-мужик, которые и правят бал в джунглях.
И, кстати, касаемо юмора. Юмор позволяет не воспринимать информацию критично и расширять рамки дозволенного: это же шутка, это нормально. Поэтому, давать установки и образы очень хорошо именно через юмор.
Когда ребёнок смотрит мультфильм, у него еще очень мало своего опыта, чтобы решить, что нормально, а что нет.
Когда он видит, что персонажи ведут себя каким-либо образом, и их никто не осуждает – ребёнок принимает эту модель поведения, как норму. И он моделирует в своей жизни то, что видит.
Ребёнок, смотрящий советский мультфильм, будет думать, что храбрость и честь – это нормально, ставить цели и достигать их – это нормально, сражаться и побеждать – это нормально. Быть творцом и автором своей судьбы – это нормально.
Ребёнок, смотрящий американский мультфильм, будет думать, что когда тобой управляют – это нормально, предательство и одиночество – это нормально, невротичность и капризность – это нормально. Быть потребителем – это нормально.
А теперь подумайте, что смотрите вы сами и ваши дети (свои, племянники, братья и сестры). Какие образы они видят? Какие модели поведения для них станут нормальными? Что они воплотят в своей жизни? И что воплощаете вы сами?
Это и есть воспитание, это и есть ОБРАЗ-ование. Сегодня они смотрят диснеевские мультики, завтра слушают попсу, а послезавтра их идеалы и ценности приобретают эгоистичный и потребительский окрас, свойственной западной культуре.
Всё серьезнее, чем кажется. Игнорируя проблему, мы не уходим от неё, а просто передаем власть тем, кто от неё не отказывается, вот и всё.
Через информацию – фильмы, мультфильмы, музыку, программы, игры и так далее – идёт навязывание желанных кому-то, шаблонов поведения. Особенно это сказывается на детях.
Поэтому, будьте бдительны. Создавайте светлое, сильное, храброе, честное. Фильтруйте информационные потоки для себя и, прежде всего, для своих детей.
Источник: top.thepo.st
Другие материалы: