Ашберн 18.08.2019
26℃ Скорость ветра:
2.1 м/c
19.08 20.08 21.08
34° 22° 34° 22° 34° 23°

Как приручить джина?

16.03.2013

За последнее время Интернет так быстро вошел в нашу повседневную жизнь, что его вполне можно сравнить с джином, который вырвался из бутылки. И готов выполнять любые наши желания: смотреть фильмы и слушать музыку, играть, читать, оплачивать различные услуги и товары.

 

Рисунок проекта «Понятный Интернет», Нижегородская область.

 

Но вот в чем вопрос. Этот «джин» может попасть не только в добрые, но и злые руки. И при нашей мировой глобализации мало никому не покажется. Хотя зачастую УЖЕ не кажется.

Вот как раз этим проблемам «обуздания джина» и была посвящена Международная конференция по обеспечению детской безопасности и цифровой грамотности в сети Интернет, которая проводилась Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, совместно с РАЭК, при поддержке Google Россия.

Порадовало, что большая часть обсуждений и встреч посвящалась обеспечению безопасности и комфортной работе именно детей в мировой паутине.

– Существуют разные способы защиты ребенка от нежелательного контента в Интернете, – поясняет заместитель директора по взаимодействию с органами государственной власти в Google Россия Ксения Карякина. - Конечно, можно закрыть доступ к определенным ресурсам, и это самый короткий путь. В этом случае окажутся недоступны социальные сети и большинство сайтов с пользовательским контентом, включая, например, YouTube. Безопасно? Возможно. Но так ребенок будет лишен старых добрых мультиков и сказок, не говоря уже о большом количестве образовательного видео. Интернет открывает огромное пространство для обучения, в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями – и в этом большое преимущество сетевых технологий по сравнению с оффлайновой эпохой. Новое поколение пользователей Интернета называют «носителями цифровой культуры», и наша задача – сделать их опыт в Сети максимально полезным и позитивным. Этому и посвящена конференция.

Тем полезнее было познакомиться с результатами первого всероссийского исследования цифровой грамотности школьников и их родителей, которое провел Фонд Развития Интернет. Директор фонда Галина Солдатова акцентировала внимание на том, что в большинстве случаев дети проводят в Интернете времени больше, чем их родители. «Каждый седьмой подросток в будни проводит в Интернете 5-8 часов и больше. В выходные такое же время проводит уже каждый четвертый (25%)», – подчеркнула директор фонда. Но взрослые и дети сходятся по причинам нахождения в Сети. Те и другие используют Интернет в первую очередь для поиска разнообразной интересной информации и материалов для учебы (работы). Этакие ботаники smile

Кстати говоря, библиотечная система очень удачно влилась в конференцию. Татьяна Жукова, президент Россйской школьной библиотечной ассоциации говорила о том, что неважно, с какого носителя читать книги: «Сейчас удвоение информации происходит каждые 72 часа, и важно настроить «фильтр» внутри нас. Не просто учить детей читать технически, но видеть за буквами смысл и мысли. Нужно вводить "бук-фитнес", то есть тренировать не только мышцы, но и мозг. А если ты "Лизу" всю жизнь читаешь, то и, понятно, овощем станешь».

На конференцию приехали очень интересные, компетентные люди и не только из Москвы, но и из регионов. Мы познакомились с Николаем Павловичем Дерягиным, экономистом, юристом и педагогом из Екатеринбурга, приверженцем Интернет-педагогики:

- Слова о том, что Интернет вреден, - это все из серии пугалок. Интернет - обычная среда, как улица. Мы же не можем закрыть доступ к улице, но нам важно научить ребенка отличать плохое от хорошего, в том числе в Сети. Самое главное - воспитание самого ребенка, а не технические методы ограничения. А во-вторых, Интернет дает огромные возможности современным детям. Это коммуникации!

- Да уж… ребенок еще не умеет писать, но уже вовсю отправляет смайлики, – не сдержалась я.

- Отлично!!! – поддержал мой порыв Николай Павлович, - не зря же в песне поется: "...пришли хотя бы смайлик". Это своеобразное образное мышление. Ребенок так выражает свои эмоции».

Подобные оценки не могут не радовать. На этом можно было бы и закончить, если не две «ложки дегтя».

Первая ложка – это Интернет-мост с популярным блогером Стасом Давыдовым. То, что в конференцию был включен модный ныне компонент, - это хорошо. То, что пригласили, авторов нового вида журналистики – видеоблогинг – замечательно. Недоумение вызвало только то, что эти самые блогеры вещали. Либо господа не очень ясно понимали, о чем надо говорить, либо перепутали серьезную конференцию с провинциальным КВН. Но их «советы», что для популярности видео, в нем должна присутствовать женская грудь, герою должно быть больно и так далее, удивили даже готовую ко всему ведущую Ксению Карякину: против чего «боролись» весь день конференции, к тому и вернулись. И это только мягко говоря. А если по сути, то это было как раз то, от чего сеть и надо защищать. Тем более, что господа блогеры обращались не столько ко взрослым, сколько к детям, участникам открытого урока «Интернет: возможности и риски».

Кстати о детях. Это второе большое огорчение на конференции.

 

И вроде организаторы специально пригласили подготовленных ребят 7-9 классов для демонстрации новых подходов в сети. Да, Интернетом пользуются активно. Знают, когда и кто создал различные социальные сети. Но, если быть до конца откровенными, то из громкого победного оркестра получился... пшик. Журналисты, министры и просто зрители, задавая вопросы ребятам, ждали интересных ответов. Но они были неожиданно банальными.

 

Используем Интернет для учебы. С бабушками и дедушками конфликтов нет.

Надежда вспыхнула, когда на открытом уроке ребятам предложили создать социальные сети, и они с обнадеживающим оптимизмом бросились в бой. Но ожидания не оправдались. ВСЕ! Три команды создали сети латиницей, в доменной зоне COM, с очень схожими кодексами своих сетей.

 

Вроде предварительно не сговаривались. Грустно.

Конечно, и отрицательный опыт – это тоже опыт. И мы наглядно увидели, что гарантия будущей безопасности информационного поля и воспитание отечественного сетевого мышления – важная задача. И, наконец, инновационное оригинальное мышление не впитывается с молоком матери, а является продуктом обучения педагогами и воспитания в семье.

Возьмем на себя смелость подвести журналистский итог конференции. Он прост: внимание, внимание и ответственность. Вот формула, при которой наш джин – Интернет – будет добрым волшебником для нас и наших детей, а не злым гением. И за это отвечают не только компетентные программисты и другие специалисты технической направленности, но и мы – родители.

 

Надежда Бердникова

 

Обсудить на форуме


Комментарии для сайта Cackle