23 июня в России отмечается День балалайки! И хотя балалайка считается исконным русским инструментом, но праздник этот международный.
Пока он ещё неофициальный, но празднуется широко и активно – ведь его инициаторами стали сами музыканты-народники, а им ничто не мешает праздновать День балалайки весело и интересно, устраивая концерты и публичные выступления в разных городах России.
Как был основан День балалайки.
Возможно, основать этот праздник хотелось бы многим, но предложил это сделать один человек – Дмитрий Белинский, в своё время основавший и клуб музыкантов-народников. Кроме того, что он балалаечник-виртуоз и Президент основанного им клуба, он ещё и заслуженный артист Российской Федерации. Клуб был им организован ещё в 1992 году, а впервые праздник отметили в 2008 году – это совпало с двумя значимыми для народников юбилеями.
Тогда первому упоминанию о балалайке в исторических документах исполнилось 320 лет, а также 125 лет с тех пор, как она попала в руки к великому мастеру – Василию Андрееву, молодому российскому дворянину, которому была небезразлична русская музыка и русская культура.
Во 2-й половине 80-х годов XIX века Андреев создал кружок, объединивший тех, кто любил играть на балалайке – потом из этого кружка вырос целый оркестр. До этого мир почти не знал о балалайке, но в 1889 году кружок Андреева выступил в Париже, на Всемирной выставке, и получил признание и небывалый успех.
В.В. Андреев (в первом ряду справа) и участники Кружка любителей совместной игры на балалайках. 1880-е годы.
Кроме Андреева, усовершенствованием балалайки, как и других народных струнных инструментов, занимался уникальный русский мастер С.И. Налимов: он изготавливал балалайки, домры, гусли, причём делал это настолько гениально, что получил прозвище «балалаечного Страдивари».
История балалайки – некоторые моменты.
Но расскажем немного и о первом документальном упоминании, а заодно и о некоторых моментах из истории балалайки.
В конце 60-х годов XX века был найден интересный документ, в котором говорилось, что в июне 1688 года служащие Стрелецкого приказа задержали двоих мужиков – посадского и крестьянина, и привели их в приказ вместе с балалайкой. Проезжая через ворота Кремля, мужики пели песни, играя на балалайке, да ещё и обругали стрельцов, стоявших на карауле – их задержали и отвели в приказ.
Примечательно, что причиной задержания стало не только оскорбление стрельцов, но и то, что мужики играли на балалайке, нарушая тем самым указ государя Алексея Михайловича: он почему-то невзлюбил не только балалайки, но и домры, и гусли, и приказал их сжигать, а тех, кто ослушается, арестовывать и ссылать подальше.
В 1688 году царя уже не было в живых, но указ никто не отменял; однако особых преследований балалаечников тоже не наблюдалось – видимо, игра на данном инструменте преследовалась лишь в том случае, если поведение было слишком уж «наглым».
Ещё один интересный момент: церковь тогда тоже не жаловала народные музыкальные инструменты. Музыкантов церковники почему-то сравнивали с разбойниками, и считали народную музыку весьма вредной для умов. И, хотя в 1-й половине XVII века музыкальные инструменты активно изготавливались, и мастеров, работавших над их созданием, появилось много, позже церковь объявила их «бесовскими» и «диавольскими».
Что же это за инструмент – балалайка, и каким образом она появилась в России?
Инструмент этот приводит в удивление многих иностранцев: когда они слышат игру на балалайке, то восхищаются, а когда начинают рассматривать инструмент, никак не могут понять, каким образом посредством всего трёх струн получаются такие сложные мелодии – ведь на балалайке талантливый музыкант может исполнить произведение любого композитора, и даже сложные классические произведения. Не случайно и в Европе, и в США музыкальные коллективы балалаечников всегда имеют успех – балалайку там хотят слушать снова и снова.
Точно никто не может сказать, как балалайка пришла на Русь, и поэтому версии её происхождения есть разные. Так, некоторые специалисты утверждают, что это типичный русский инструмент, но другие исследователи считают её «матерью» домбру – народный киргизский инструмент.
Ещё рассматривается версия «татарская»: балалайка создана монголо-татарами, и во времена ига она была заимствована у них русскими, а затем приспособлена к местным традициям. Как бы ни было, но более «русского» музыкального инструмента, скорее всего, нет: именно балалайка может в точности передавать характер нашего народа, его душу и то, чего не понимает ни один иностранец – сегодня это называют «загадочным русским менталитетом».
Большая балалайка-контрабас 🙂
Благодаря широкому тональному диапазону – это лучше могут понять музыканты, — исполнять на балалайке можно самые разные произведения, и даже очень сложные, но при этом простота использования и изготовления инструмента делает его уникальным. Размеры балалайки невелики, и её легко носить с собой – специальных приспособлений не требуется.
Сейчас праздник балалайки отмечается не только в России, но по всему миру! В странах СНГ – в Казахстане, Беларуси, а также в Украине. В странах Европы, в США и Латинской Америке, в Южной Африке и в Австралии.
В Крыму, в июне, ежегодно проводится праздничный фестиваль, посвящённый балалайке и другим струнным народным инструментам: в течение всего месяца в Севастополе и других городах выступают с концертами музыканты-народники, а 23 июня организуется большой гала-концерт. Балалайка сегодня пользуется заслуженной популярностью, а почитателей у неё появляется всё больше, и это не может не радовать всех, кому не безразлична русская национальная культура.
Так давайте же пожелаем празднику балалайки совершенствования и успеха, а великой русской культуре – развития и процветания!
Ольга Косолапова по материалам inflora.ru
Другие материалы: