или
Гаджеты и искусство – вещи совместные

 

Мы специально не пошли на премьеру — первый показ спектакля.

Конечно, он дает представление о режиссерских подходах, игре актеров, музыкальной культуре. Но мы не специалисты в этой области, не музыкальные обозреватели или театральные критики. И потом парадный, самый первый спектакль предназначен для ограниченного числа специалистов, избранных людей, ради хлопушек, шампанского и так далее. Нам интересна та премьера, на которую приходят простые люди, потому что хотим увидеть настоящее впечатление от спектакля. А «простой» зритель здесь особый.

Дело в том, что в этом сезоне Большой театр поставил несколько спектаклей для детей. Мы решили проверить: удался ли эксперимент главного театра страны по «впадению» в детство. И пошли на спектакль, спустя несколько месяцев после первого показа.

И при всем уважении к театру, артистам и музыкантам пришли увидеть в первую очередь реакцию маленького зрителя.

Мы выбрали представление, состоящее из двух вполне себе самостоятельных и, на наш взгляд, совершенно разноплановых вещей.

Так, в первой части, «Путеводителе по оркестру для юных слушателей», артистов, оперы и балета нет вообще.

Что само по себе интересно. На сцене музыканты оркестра, которые оставили свою оркестровую яму. Оказалось, что они – музыканты Большого театра – хорошие актеры.

Оркестр «рассказал», из каких инструментов он состоит. Такая научно-популярная лекция, где дирижер на глазах у всего зала собирает музыкальный «паззл». «Реального» действия на сцене как будто не происходило. Но и дети, и взрослые одинаково внимательно следили за всеми метаморфозами оркестра. Потому что главной героиней этого спектакля была она – музыка. Так что «путеводитель» можно смело рекомендовать всем, кто хочет повысить свой образовательный уровень в области музыки, а не только детям.

Зрителям это интересно, а музыкантам зачем это надо, тем более дирижеру Большого театра?

— Это всегда важно и нужно любому театру, — защищает обновленный репертуар дирижер «Путеводителя по оркестру для юных слушателей» Алексей Богорад, — не только малым или специализированным, ведь дети – это будущая наша аудитория. И поэтому мы должны воспитывать в них вкус и любовь к музыке с раннего возраста. Так что я очень рад, что руководство театра в этом сезоне выпустило балет «Мойдодыр», «Дитя и волшебство» и «Путеводитель по оркестру». А у нас теперь есть новая сцена, и для нее этот репертуар очень подходит.

Вторая часть — спектакль-опера «Дитя и волшебство» — эксперимент на грани фола. Дело в том, что эта опера уже не первый сезон идет в других театрах столицы. И, говорят, что иногда на этом спектакле там «неприлично мало зрителей». Тем не менее, Большой театр взялся за эту постановку.

Сюжет довольно прост, но поучителен. Мальчишке надоедает учить уроки. Знакомая ситуация? smile

Он хочет гулять и развлекаться, поэтому решает делать все наперекор маме: рвет книги, обижает белку и кота, разбивает посуду. Вещи не хотят терпеть такого обращения к себе и начинают бунтовать.

В конце концов, мальчик, конечно, осознал свои ошибки и даже помог белочке. Все поняли, что он исправился, и мальчик снова подружился со всеми вещами и животными.

Любопытно, как все происходящее на сцене воспримут зрители? Удастся ли эксперимент театра? Давайте для этого вернемся к началу действа и спустимся в зал.

Зрители начали подходить задолго до начала спектакля, и зал заполнился очень быстро. Свободных мест не просто не было, даже дополнительно установленные стулья были заняты. Кто-то пришел с бабушкой, кто-то с мамой и даже – целыми семьями.

Все явно были под большим впечатлением. А как иначе объяснить мигание вспышек фотоаппаратов, шум и гам по всему залу перед началом спектакля? Но стоило прозвенеть третьему звонку, как все сидели на своих местах, никаких вспышек, телефонных звонков и выкриков. Полная тишина и все внимание на сцену: от первого взмаха дирижера до поклонов актеров. Это при том, что многие пришедшие дети были значительно младше 6 лет – возраста, с которого Большой рекомендовал спектакль.

В перерыве после «Путеводителя» чувствовалось возбужденное ожидание – а что же будет дальше. Кто-то читал программку,

кто-то мечтал, сидя на ступеньке лестницы,

а некоторые ребята с интересом смотрели

и даже фотографировали экран в фойе:

это во время спектакля здесь дублируют изображение со сцены, а в перерыве показывали афишу театра. И девочка явно заинтересовалась, на что еще ей можно сходить в театр. Видимо, первая часть спектакля произвела большое впечатление.

А что же будет на опере «Дитя и волшебство»? Может, после «путеводителя» зрители начнут расходиться? Станут шуметь уставшие дети? Не-ет! Ничего подобного! На вторую часть, кажется, пришло еще больше зрителей.

Во всяком случае к нашим дополнительным креслам с билетами на них подошла мама с дочкой и попросила пересесть на раскладывающиеся «боковушки».

Почему Большому удалось создать такую притягательную атмосферу, сделать то, что не удалось другим театрам?

Может быть, ответ на этот вопрос кроется за кулисами?

Мы решили воспользоваться своим служебным положением и заглянуть в святая святых Большого театра.

Вроде бы обычная суета, привычная для актеров нервозность перед выходом на сцену.

Но вот что удивительно – доброжелательность. Настолько все хорошо к нам относились, хотя мы, конечно, были растеряны и смущены. Все-таки попасть за кулисы Большого, встретить людей с именами, знакомыми по публикациям, по телевизионным программам – это весьма волнительно. Но каждый подарил улыбку, сказал доброе слово, старался помочь и подбодрить ПО-НАСТОЯЩЕМУ. Значит, и там – на сцене – они тоже настоящие.

— А иначе нельзя! – в этом вопросе Алина Яровая, исполняющая роль дитя, была категорична. — Дети очень чувствуют фальшь, для них нельзя играть в полноги. Они все чувствуют. Зато хорошая работа вознаграждается искренними улыбками и щедрыми аплодисментами. Да и самой хочется похулиганить – вспомнить детство, как порой хотелось забросить учебники подальше.

Вот оно что! Актера не заставляют исполнять чужую волю, в некотором смысле он играет самого себя, он по-хорошему впадает в детство. И дети принимают эту игру – она становится живой.

Они понимают детей, знают, чего они хотят. Алина призналась нам, что много работала с детьми. Но современные дети – это поколение гаджетов. Они не расстаются с планшетами, смартфонами, плеерами. Не забивают ли они интерес к искусству?

— Как ни странно, очень многое зависит от родителей, — уверена Алина. — Если взрослые с раннего возраста ребенка интересуются сами и вовлекают в культуру малышей, то компьютеры, планшеты и телефоны не помешают развитию музыкального вкуса у детей. Помню, как разучивала первые этюды и сонаты, и сколько радости испытывала при этом. Конечно, периодами было и желание пропустить какие-то занятия, но любовь к музыке перебарывала. Так и тут. Родители первичны.

А для Анны Аглатовой, исполнительницы роли летучей мыши в том же спектакле,

наоборот, первичен ее двухлетний сын Симон:

— Он пока не ходил на «Дитя и волшебство» — маловат еще. Но с удовольствием посмотрел балет «Мойдодыр». По его реакции я вижу, что для детей важно и интересно, и это знание мне очень помогает в подготовке к спектаклю.

Современный ребенок погряз «по уши» в разного рода гаджетах. Но, как мы видим, искусство ему совсем не чуждо. Даже после окончания спектакля зрители не спешили расходиться.

Как мы их понимаем. «Виновата» не только хорошая игра актеров, но и потрясающие костюмы героев.

Они выглядят очень красочно и вместе с тем правдоподобно: животные, насекомые, деревья, огонь, книги, даже мебель и посуда! А чего стоят спецэффекты! Дым, пар, тетрадь-телевизор.

Наш главред Настена – натура очень впечатлительная и поэтому в тревожных моментах даже выходила из зала, но глядя на монитор в фойе, где транслировался спектакль, видя всю эту красоту, ей хотелось вернуться обратно.  И тут на помощь приходили билетеры. О них стоит сказать отдельно. Они с большим участием относились ко всем зрителям: помогали, подбадривали, шутили. А нашей Настене в буквальном смысле освещали путь, когда она возвращалась в зал.

Так что Большой театр не прогадал, поставив на юного зрителя! Здорово, что не смотря на почтенный возраст, театр ко всем находит подход и не боится экспериментировать.

С таким вниманием зрителя и театра к зрителю аншлаги на спектакле будут и дальше.

И мы убедились, что гаджеты искусству не помеха.

 

Другие материалы:

Этикет для ребенка