9 октября культурно-воспитательный проект «Острые носы» провёл лекцию-телемост под названием «»Острые носы» смотрят диафильмы!»
Лекцию вела Галина Никольская-Шевченко, дочь советско-российского художника Владимира Шевченко, который в своё время проиллюстрировал 100 книг и 50 диафильмов. Галина также является президентом «Фонда памяти художника Владимира Шевченко» и систематизатором его творческого наследия.

Галина рассказала детям о том, что представляют собой диафильмы – как их создают, в чём заключается их специфика и почему в эпоху медиа и гаджетов диафильмы всё равно имеют ценность и представляют интерес. Дети увидели настоящий диапроектор и поняли, как он работает. Галина показала ученикам уникальный материал из творческих архивов своего отца – сценарии, эскизы, наброски, иллюстрации. Ребята узнали, какие этапы существуют при создании не только диафильма, но и вообще любого фильма: начиная от сценария и заканчивая экранным воплощением.
Если в начале лекции, юные слушатели даже и не догадывались, что такое диафильмы, то теперь они точно знают, какой огромный труд стоит за каждым из них.

Галина Никольская-Шевченко:

«Ребята, вы знаете, что такое диафильмы? Скорее всего, нет, зато наверняка знают ваши родители. Это неудивительно, ведь сегодня диафильмы почти полностью заменил компьютер и интернет. А во времена нашей молодости вместо этого всего у нас были диафильмы. Сейчас я вам расскажу, что это такое.

Во-первых, диафильм состоит из плёнки.

На ней вы видите много маленьких картинок и под каждой картинкой текст. Эта плёнка вставлялась в специальный проектор, который проецировал изображение на экран(а порой даже на обыкновенную простынь). Таким образом, обычная комната превращалась в кинозал.

Мой отец за всю свою творческую жизнь проиллюстрировал более 50-ти диафильмов, среди которых такие известные как «Бородино», «Гулливер», «Робинзон Крузо», «Затерянный мир», «Призраки белого континента», «Охота за динозаврами», «Как я прыгал с парашюта».

Само собой, диафильм начинался со сценария.

Художник, прежде чем браться за работу, должен был сначала изучить всю информацию об истории, которую он собирается иллюстрировать. Рисунки были документально-исторические, художник рисовал для детей, дабы дать  им представление об окружающем мире. У детей моего поколения не было возможности зайти в интернет и быстро посмотреть любую информацию, поэтому художник старался изображать объекты не только так, как он их себе представляет, а такими, какие они есть на самом деле. Работа художника была глобальная, и отец всегда подходил к ней очень ответственно. Так как не было планшетов и компьютеров, сохранился весь рабочий архивный материал.

Я советую вам посетить сайт «Диафильмы.су». Там вы найдёте огромное количество отреставрированных диафильмов, в том числе и фильмы моего отца.
Существовало различие между книжными иллюстрациями и диафильмами.

Моему отцу больше нравилось работать над диафильмами, потому что там «больше красок, другой мазок, больше места для картиной, действия и сюжета». Книжные же иллюстрации более каноничные: суховатые, чётко прорисованные, они обрамляют текст. К сожалению, не от всех фильмов сохранились оригиналы, но кое-что осталось.

Самые лучшие диафильмы были звуковыми. Диафильмы крутились на специальном дифильмоскопе, а рядом стоял проигрыватель, на котором проигрывалась виниловая пластинка. Это были самые интересные диафильмы, потому что не надо было отвлекаться на текст, и можно было наслаждаться картинкой.

Работа художника не так проста, как может показаться на первый взгляд. Настоящий художник всегда в поиске, и мозг его непрерывно находится в работе.  Мой отец всегда носил с собой маленький этюдник, размером с телефон, чтобы иметь возможность ухватить свои впечатления и перенести их на бумагу. Он рисовал везде, повсюду: в школьных тетрадях, на обоях, на песке.  В своё время это хранила его мама, а теперь храню я. Я, своего рода, передаю эстафету поколений. Когда я смотрю папины альбомы, я будто слышу его голос сквозь бумагу, будто он говорит со мной.

Я рада, что отцовские картины продолжают жить сегодня. Есть несколько современных книг с иллюстрациями моего отца, которые можно купить. К столетию отца будет подготовлена выставка в Бородинской панораме. Таким образом, нарисованные в своё время иллюстрации продолжают свою жизнь, независимо от формата – будь то книга, будь то диафильм, будь то цифровое воплощение.

Мы надеемся, что наша видеолекция заинтересует искусством диафильма и вас, а также побудит  обязательно показать его своим детям.

Приятного просмотра!