Фэрфилд 24.07.2019
20℃ Скорость ветра:
1.5 м/c
25.07 26.07 27.07
27° 16° 29° 17° 30° 18°
Журнал "Вундеркинд"
в социальных сетях:
Яндекс.Метрика

21.06.2019

Стоит ли читать детям сказки?


Не так давно этот вопрос выглядел бы абсурдным. Конечно, детям нужны сказки! Зачем? Ну, как же?! – все так делают: читают, рассказывают. Надо же чем-то занимать детские головы!

Сказки

За последние годы вопрос о «вреде сказок» поднимался неоднократно. Немало психологов высказывались о том, что сказки «уводят от реальности», «формируют негативные жизненные сценарии», «закладывают в подсознание человека программы неудачников и неудачниц». 

Зигмунд Фрейд предпочитал давать наименования проблемам человека из мифологии и эпоса (например, «эдипов комплекс», «комплекс Электры»). А современные психологи используют для обозначения комплексов уже сказочный материал: «комплекс Белоснежки», «синдром Красной Шапочки», «жизненный сценарий Золушки». Похоже, сказочные персонажи для обозначения теневых проявлений человеческой природы сегодня оказываются «в тренде»…

Люди догадывались, что за сказочным сюжетом скрывается нечто большее. И хотели знать – что. На волне этого интереса рождались «психологические интерпретации» сказок с довольно циничным подтекстом (который, правда, выдавался за «результат критического осмысления»). Влияние подобных трактовок сказок сегодня довольно велико. Настолько, что некоторые родители стремятся уберечь своих деток от «страшных сказок» и тех «негативных сценариев», что они «навязывают» ребенку.

Параллельно с этим стремительно развивался жанр фэнтэзи, появлялись новые кино и мульт технологии создания фэнтэзи-образов. 

И «старая добрая сказка» тускнела под натиском современных спецэффектов, да и претензий к ней накопилось  немало.  

Снежная королева

Обвинения в адрес сказки, порой, настолько серьёзны, что можно написать репортаж из виртуального зала суда, где на скамье подсудимых сидит Сказка. Но… в другой раз. Сейчас есть надежда, что основные претензии к сказкам удастся разъяснить.

 

Претензия первая: сказки нереалистичны. «Так бывает только в сказке, а в жизни всё иначе». Отрыв от реальности, окружающей действительности. Сказка переносит ребенка в выдуманный мир. Он привыкает к выдумкам и перестаёт  полноценно контактировать с реальностью, и постепенно превращается в инфантильного фантазёра. 

Казалось бы, такую претензию «нечем крыть». Ведь сказки, действительно, переносят наше сознание в иную реальность. Но для чего? Там образно разворачиваются обычные для человека конфликты, находятся решения. 

По идее, опыт решенных конфликтов должен дополнить набор жизненных навыков человека. Но для этого ему необходимо уметь переносить сказочный опыт в жизненную практику. Если он этому не научен, - то сказки останутся лишь способом «разгрузки»  сознания. Что, в принципе, тоже неплохо!

Однако претензия «так бывает только в сказке» сама по себе небезопасна. Что за ней стоит? Скрытая уверенность в победе низкого и порочного над высоким и созидательным? Смотрите сами, логика проста: если Добро побеждает только в сказочной реальности, справедливость торжествует только в сказках, то в привычной нам жизненной практике действует противоположный принцип. Даёт ли это нам надежду?..

Но дело даже не в этом! Фраза «так бывает только в сказках» создаёт существенное ограничение полёту нашей мысли. Причём, ограничение это будет действовать исподтишка, спрятавшись в подсознании. И подобное подсознательное ограничение вовсе не безобидно – оно создаёт склонность мыслить стереотипами. 

Да, в сказках, порой действуют волшебные предметы и добрые бескорыстные помощники. Но это происходит и в обычной жизни! Многие современные бытовые приборы облегчают человеку жизнь. А бескорыстная взаимопомощь, наставничество и защита встречаются гораздо чаще, чем кажется. Всё зависит от того, какой круг общения человек сам себе создаёт, и во что верит.

 

Претензия вторая: сказки гипернегативны. Выражение «всё случилось, как в страшной сказке» означает, что произошло худшее. В сказках много страшного – даже у взрослых «кровь стынет». То головы отрубают, животы вспарывают, героиня остаётся без рук, без глаз, калекой. Зачем такие страсти рассказывать детям и травмировать их?! 

Красная Шапочка

К сожалению, люди, в силу разных причин, создали такое общество, в котором есть место насилию. Причём, разных форм и видов, открытого и завуалированного. Ребёнок через сказку открывает для себя эту неприглядную для взрослых истину. В течении жизни травматизации не избежать. И встаёт множество вопросов. Как не подставлять себя под удар? Что делать, если удар уже получен? Как извлекать урок из случившегося? Можно ли прожить без насилия? Поиск ответов начинается неосознанно. И постепенно внутри ребенка формируются этические принципы, отношение к насилию, способность распознавать его скрытые формы, формировать защитное или побеждающее поведение.

Кроме того, «страшность сказок» - это ещё и символическая прививка от стресса. Ребенок переживает стресс в малой дозе – через это включается его психологическая иммунная система.

Кто-то, прочитав эти строки, скажет: «Вот и оправдание для фильмов ужасов». Нет, друзья. Фильмы ужасов – это «жанр особого назначения». И к описанному мною выше отношения не имеет. «Особое назначение» фильмов ужасов – это тема отдельного и обстоятельного разговора.

 

Претензия третья: сказки показывают преимущества непрактичности и лени.Смотрите: «везёт только дуракам»; Емеля, лёжа на печи, всё получает; а практичные и умные старшие братья оказываются предателями и неудачниками. Словом, всё шиворот-навыворот: реальность искажена. 

Да, на поверхности всё выглядит именно так. И многим покажутся неубедительными мои призывы «зреть в корень». Но без этого не обойтись! 

Герой-дурак прикладывает немало усилий, проходит ряд испытаний прежде чем обрести трофеи и получить награду. «Путь дурака» уж никак «везением» не назовёшь! Дурака преследуют зависть, жестокосердие, обман, голод – это ли есть «везение»? Или «везением» мы называем то, что благодаря его доброму сердцу у него появляются помощники?

Старшие братья в сказках нередко оказываются «зараженными» завистью. Да, в одной семье, между людьми, связанными одной кровью, может быть разный уровень иммунитета к этой заразе. Читатель сказки видит, что одержимость завистью и гордыней приводит героя к предательству, - и вырабатывает внутри себя собственное отношение к этому явлению. Поэтому дело не в том, что умные и практичные оказываются «не у дел». Дело в том, что поддавшись зависти, даже умный и практичный человек становится способным на низкий поступок.

Что касается Емели, я об этом подробно писала в отдельной статье в этом блоге. Этому персонажу тоже ничего не далось «даром». Всему предшествовал скрытый труд.

 

Претензия четвёртая: сказки откровенно дурачат женщин. Им говорят, что нужно быть тихой, покорной, «неперечливой», трудиться не покладая рук, - только при этом условии твоя жизнь счастливым образом изменится. Если бы современные девушки и женщины вели себя так, как показывается в сказках, - они бы так и остались «затюканными» и одинокими. Как говорится, «на Золушку глядючи – нормальную семью не создашь!». Словом, положительные женские персонажи в сказках – это инструмент манипуляции женским сознанием и представлениями о счастье.

Добавьте к этому миф «и жили они долго и счастливо». В сказках всё заканчивается свадьбой. Предполагается, что супружеская жизнь – счастливая по определению. Так у девушки создаётся ложная жизненная цель – выйти замуж, и закладываются искажённые представления о супружестве как о счастливом союзе мужчины и женщины. 

Действительно, на поверхностный взгляд, сказки – это инструмент инфантилизации сознания девочки, девушки, женщины. Какие-то принцы, готовые мчаться на белом коне за тридевять земель, чтобы найти или спасти возлюбленную. Какие-то сомнительные феи-крестные, магическим образом убирающие все препятствия к доброй судьбе. И что совсем абсурдно: предательство отца может обернуться благом, если проявишь «неперечливость» какому-то странному Морозке. А ведь на самом деле, предательство отца – это фактор, травмирующий судьбу женщины… Все «болевые» точки в сказках раскатываются «бархатным катком» и прикрываются розовым покрывалом иллюзий… А девочки, девушки, и даже женщины в это верят, потому что так удобно их инфантильным внутренним структурам. 

Другими словами, сказки востребованы, потому что женщины банально не хотят взрослеть…

Морозко

При таком «критическом подходе» само упоминание о каком-то «сакральном шифре» женской сказки будет поднято на смех. И всё-таки я попробую.

Во-первых, если внимательно читать «женские сказки», можно наблюдать эволюцию женского сознания, процесс женского взросления. «Неперечливость», покорность воле старшего (кем бы он ни был), - всё это внешние, видимые проявления скрытого развития. Как в маленьком ростке ещё не распознать, что это за растение, так и в коконе «стандартного пассивного» женского поведения прячется зародыш характера и нераскрытый женский дух великой силы. 

В сказках, где действуют женские персонажи, обретает счастье та, которая не показывает всю свою силу, весь свой характер сразу. Можно сказать, что «тихость» и «покорность» героинь – это обманка. Ширма, за которой скрывается сила духа, способность смело идти навстречу своей Судьбе. Но зачем это нужно?! И почему тогда героиня не отстаивает свои права, активно не борется с несправедливостью?!

Все сказочные героини отмечены особым, глубинным доверием потоку жизни. Им открыта тайна причинно-следственных связей, которые приведут её в нужную точку судьбы. Кроме того, если внимательно вчитываться и вслушиваться в сказку, то открывается, каким образом героини управляют потоком событий. Они не тратят силы на пустые конфликты, когда очевиден расклад сил, но совершают внутри себя некие таинственные деяния, которые приводят к закономерно счастливому финалу. Можно сказать, что героини сказок как будто распутывают невидимый клубок перепутанных нитей, проходя через ряд испытаний. И когда развязывается последний узелок, всё события складываются, как им следует.

Метафора распутывания запутанной пряжи, прядения, ткачества, вышивания, - всё это образы, отражающие глубинные способности женщины управлять потоком жизни. Грамотно вкладывать свою энергию, не «бросать на ветер» свои силы – то есть не заниматься пустым противостоянием. Есть иные инструменты влияния. Они требуют терпения и опыта. В этом и состоит трудность освоения и пользования этими инструментами. Но основа восприимчивости к ним закладывается в девочку благодаря сказкам. 

Однако если восприимчивости к этим женским инструментам нет, или она закрыта, - не стоит грустить! В жизни есть немало способов явного влияния и проявления себя. 

Поэтому за образами «покорных», робких, тихих героинь, которые себя толком не могут защитить, вовсе не скрывается «психология жертвы». Сильный дух, отважный характер, владение глубинными женскими инструментами влияния, - вот что стоит за видимой частью айсберга. Сразу этого не распознаешь – чтобы открыть это, нужно дочитать сказку до конца и потрудиться постичь её. Задать себе вопрос: а какую работу героиня творила внутри себя, что пришла к тому, к чему пришла?

Что же касается мифа о свадьбе, после которой все живут долго и счастливо, то в полных сказках, где действуют и строят отношения Он и Она, часто бывает две свадьбы. Например, в «Снежной королеве» Кай и Герда сразу жили вместе - то есть сказка начинается с первой свадьбы. В сказке «Лягушка и Богатырь» первая свадьба – женитьба на лягушке. В сказке «Марья Моревна» герои сперва состязаются, потом мирятся и начинают жить вместе, - это первая свадьба. Словом, первая свадьба – это начало сказки.

Первая свадьба символизирует решение быть вместе. Обычно после первой свадьбы случается длительная разлука, где герои ищут друг друга; или под влиянием колдовства один забывает другого; или вмешивается третья сила. Тем не менее, пройдя через все тернии, Он и Она вновь оказываются вместе. Случается «вторая свадьба» - она символизирует зрелость союза МЫ. А период разлуки – это и есть метафора семейной жизни, в которой Двое ищут дорогу  друг к другу.

Опыт многообразных приключений, которые герои переживают в разлуке, - это и есть зашифрованная информация о незрелой семейной жизни, о её ловушках, трудностях и радостях, ошибках и искуплениях… Так что сказать, что сказки не рассказывают нам о том, что такое незрелые отношения, и через что нужно пройти, чтобы они стали зрелыми, - нельзя. Вся информация есть. Только… в зашифрованном виде. 

 

Почему же нельзя написать прямо?! Ведь если бы в сказках не было этих «сомнительных шифров», то и претензий к сказкам было бы значительно меньше! 

 Крошечка Хаврошечка

Нет, друзья, без шифров сказкам никак нельзя! Незрелое сознание не должно иметь доступ к информации, которая может разрушить и его носителя и окружающий мир. Пусть уж лучше сказка будет восприниматься как «лёгкое чтиво» для детей. Пусть уж лучше будут копиться обвинения в адрес сказок – разбираясь с ними, появляется шанс приоткрыть истину…

Сказка – вовсе не ложь. Но в ней, действительно, лежит намёк. Ряд золотых ключей к информации. И даже обнаружение «изъяна» сказки – является ключом к чему-то настоящему. Если, конечно, готово сознание и открыто сердце.

Так стоит ли читать детям сказки? Обязательно, друзья! Ведь это возможность вместе с ребенком сделать важное открытие. Попробуйте в случае возмущения сказкой задать себе вопрос: а зачем этот эпизод нужен сказке? Почему именно здесь? Что за этим стоит, какой смысл, какая информация? О чём этот эпизод предупреждает? К чему направляет? 

 

Но не торопитесь с ответами, друзья! Каждый ответ внутри должен вызревать. Тогда от него, как и от зрелого плода, будет польза.

 

Источник: raduga-book.by

 

Другие материалы:

Незнакомый, но всем известный. Валентин Берестов

Верните детям сказку!

система комментирования CACKLE

© Изготовлено ООО "Продюсерский центр "Мульти Медиа".
Сайт является средством массовой информации. Свидетельство Эл №ФС77-42558.