•  # 

Свобода или вседозволенность?

10.02.2015

Свобода или вседозволенность?

Как  найти  золотую  середину  между  свободой  ребенка  и  вседозволенностью? Такой вопрос предстоит решать немецким родителям.

Две крайности

Во второй половине XX века немцы в ужасе отшатнулись от авторитарности, даже от любого намека на нее. От жесткости иерархии и дисциплины, от всего, что может навести на мысли о тоталитаризме. Они повернулись лицом к ребенку, но при этом впали в другую крайность. И  вот,  в последние годы немецкие психологи бьют тревогу: выросло поколение инфантильных безответственных взрослых, не способных и не желающих работать или учиться, не умеющих распознавать свои потребности и желания, зато следующих сиюминутным порывам «а я хочу!».

К чему приводит отсутствие авторитетов

Родитель, воспитатель, учитель перестали восприниматься как значимые авторитетные личности, которые могут от ребенка что-то требовать. Нередко даже в детских садах, а тем более в школах, дети решают, что им делать, а что нет, как одеваться, когда спать, когда есть. Они привыкают принимать решения в тех сферах, которые им, на самом деле, неподвластны. Детско-родительские отношения становятся партнерскими с раннего возраста. Перегруженный непосильной для него ролью партнера в раннем детстве, ребенок не может прийти к ней, становясь старше. Просто потому, что не может повзрослеть.

Полная загруженность или пустота

Одновременно детей загружают таким количеством занятий, что у них нет времени почувствовать свои желания и распознать интересы. Нет времени и возможности просто оказаться на улице и поиграть, нет времени поскучать. Причем внезапное исчезновение нагрузки вызывает пугающее ощущение пустоты.

Свобода или вседозволенность?

Родители – «белки в колесе»

Так характеризует современных немецких родителей автор ряда популярных книг о проблемах воспитания Михаэль Винтерхофф. Он и его коллеги-единомышленники призывают осознать сложившуюся ситуацию и найти золотую середину между авторитарностью и вседозволенностью, между иерархией, системой правил и свободой личности.

Другая концепция отношений

Михаэль Винтерхофф в книге «Почему наши дети становятся тиранами» отмечает, что плохое поведение детей во многом объясняется концепцией отношений родителей и детей.

Часто родители воспринимают ребенка как партнера или в их отношениях возникает некий симбиоз, когда родитель воспринимает ребенка как часть себя самого. И это неправильно! Ученый призывает вернуться к концепции отношений «родитель – ребенок». Например, если вы хотите, чтобы восьмилетний ребенок убрался у себя в комнате, то ему так и нужно сказать об этом, а не ждать, пока он сам догадается сделать это, или что ещё хуже - выполнять уборку вместо него.

Михаэль Винтерхофф предупреждает, что тиранами часто становятся дети из благополучных семей, где родители стараются сделать для ребенка все возможное.

Михаэль Винтерхофф – немецкий психиатр, психотерапевт, специализирующийся на лечении детей и подростков. Книги автора основаны на богатом клиническом опыте.

 

Источник: krokha.ru

 

Другие материалы:

7 причин перестать быть идеальной матерью

Наказание и чувства родителя

Спроси меня "Как дела?"

Обсудить на форуме


Комментарии для сайта Cackle