•  # 

Раздельное обучение. За и против.

20.08.2015

60 лет прошло с того момента, как в Советском Союзе отменили принцип раздельного обучения мальчиков и девочек в школах. Но до сих пор есть педагоги, которые, несмотря на все заверения психологов, уверены: сажать за одну парту мальчиков с девочками не стоит!

Раздельное обучение. За и против.

В школе № 760 для учеников разработана форма, подобная той, в которой ходили гимназисты в царской России еще до указа об отмене системы раздельного обучения.

 

".. Двор женской гимназии был отделен от нашего двора  высоким  забором. 

В заборе  были  щели.  Сквозь  них  на  переменах  передавались  записочки

гимназисткам. Учителя строго следили за тем, чтобы никто не подходил  близко

к забору. Но это мало помогало. Общение между дворами поддерживалось  из года

в год.

Однажды, расшалившиеся  старшеклассники, поймали  меня  на  перемене,

раскачали и перекинули через забор на женский двор. Девочки окружили  меня,

готового  расплакаться  от  смущения,  и  затормошили.

Через  три  минуты начальница гимназии торжественно вводила меня за руку  в  нашу  учительскую".

Раздельное обучение. За и против.

Девочки-казачки Мариинской Донской женской гимназии с Батюшкой

Это отрывок из знаменитой повести Льва Кассиля "Кондуит и Швамбрания".

Во времена царской России девочки и мальчики учились не просто в разных классах, но в разных гимназиях. Однако, несмотря на такие строгости, и тогда им хотелось общаться. После занятий мальчишки точно так же дергали девочек за косички и таскали ранцы, а девочки, как водится, воображали и задирали нос.

 

Для справки.

Раздельное обучение практиковалось в Российской Империи почти во всех средних учебных заведениях, при этом объем знаний, который давался в женских учебных заведениях, и права, которые получали их выпускники, как правило, были меньше, чем у выпускников мужских учебных заведений.

В СССР раздельное обучение связывалось с «буржуазным укладом» и отменялось в несколько этапов: сначала в 1918-м, затем его снова ввели во время войны в 1944 году, а в 1954-м раздельное образование отменили окончательно.

Раздельное обучение. За и против.

Таврическая мужская гимназия.

Сегодня более шестисот российских школ практикуют раздельное обучение. Плюсы такой методики давно известны – это и высокий уровень дисциплины, и отличная успеваемость, и большой процент поступивших в вузы выпускников. 

Впрочем, есть у данной системы и существенные минусы.

Один из недостатков заключается в том, что у школьников не формируется умение строить отношения с противоположным полом.

Российский опыт раздельного обучения насчитывает чуть более десятка лет, поэтому сделать выводы относительно его эффективности пока сложно, а например, в Британии подобную систему практикуют с 30-х годов прошлого столетия.

Именно там, изучив дальнейшую жизнь десятков тысяч выпускников, социологи пришли к печальному выводу – число разводов в семьях, где мужчина учился в классе для мальчиков, почти вдвое выше, чем у выпускников общих школ.

Раздельное обучение. За и против.

То же касается и женщин: даже высокий уровень образования и хорошая карьера не могут уменьшить психологический дискомфорт при общении с сильным полом. Выпускницы часто отмечают, что «не знают, чего ожидать от мужчин». Это и неудивительно – базовые навыки общения с противоположным полом закладываются еще в детстве.

Даже совместный досуг, который организуют подобные школы, не может возместить пробелов при коммуникации представителей разных полов. Этап «дергания за косички» только кажется незначительным, на самом же деле, пропускать его никак нельзя.

 

Другой недостаток конфликты в коллективе.

Несмотря на уверения психологов в том, что однополые коллективы лишены конфликтов, на деле все обстоит иначе. Конфликтов меньше, но они гораздо глубже. В европейских школах для девочек нередки случаи суицидов, поводом для которых стала травля со стороны одноклассниц.

Энергия, бьющая у девочек-подростков через край, не находит традиционного выхода в кокетстве и сплетнях о мальчиках, и становится поистине губительной.

А мальчики, лишенные внимания благоразумных девочек, в своем стремлении соревноваться гораздо чаще переходят к оскорблениям и дракам. 

 

Невнимание к своему внешнему виду.

Неплохо, когда все мысли школьника направлены на учебу – можно не стесняясь выходить к доске в старых джинсах, не думать об излишней полноте или неуклюжести на уроке физкультуры. Вот только, привыкнув за время обучения в школе не обращать внимания на свой внешний вид, выпускники жалуются на свою непопулярность у сверстников в вузе или у коллег по работе.

Раздельное обучение. За и против.

Еще один серьезный недостаток, это смещенные социальные роли.

Вспомните любой типичный смешанный класс: в нем есть ботаники, тихони, пара задир, клоун, формальный и скрытый лидеры.

Все эти роли распределяются, в том числе, и по половым признакам. Например, среди девочек больше скромных «зубрилок», а юморит на уроках чаще всего мальчик.

В однополых классах детям приходиться примерять на себя чужие роли, а это может вызвать глубокий душевный дискомфорт.

 

Разные типы мышления.

Главный принцип преподавания в разнополых классах заключается в учитывании того, что у мальчиков преобладает логическое мышление, а девочки относятся к задачам более эмоционально.

К сожалению, все не так просто, и среди девочек есть те, у кого больше развито левое полушарие, отвечающее за анализ и логику, а у мальчиков – наоборот. Таким детям будет сложно освоить не адаптированную под их восприятие программу, и они могут подвергнуться насмешкам сверстников.

Чаще всего раздельное обучение практикуют в школах с углубленным изучением какого-либо предмета. Например, мальчикам будут предлагаться математические классы, а вот девочкам, даже действительно талантливым, вход туда  закрыт. Точно также и юноша, мечтающий получить глубокие языковые или литературные познания, будет лишен такой возможности.

 

О разных взглядах на воспитание детей рассказывает завуч по воспитательной работе московской школы № 1257 Елена Мусенко:

 Елена Анатольевна, всем известно, что мальчики сделаны из «пружинок и картинок», а девочки из «загадок и мармеладок». Неужели именно поэтому им нужно учиться в разных классах?

– У мальчиков и девочек действительно по-разному работают полушария головного мозга. Мальчишки берут с урока больше и быстрее, но к следующему уроку они приходят ровно с тем, с чем ушли  – дома они ничего не делают.

Девочкам нужно дома самостоятельно дойти до всего, чтобы спокойнее себя чувствовать. Поэтому в смешанном классе учитель решает двойную задачу, а это сложно. У нас мальчики с девочками идут по одной программе, но план урока абсолютно разный.

А как различается план урока в мужском и женском классах?

–  Для мальчишек урок должен проходить необычно: им надо постоянно поддерживать внимание. Главное правило – не поворачиваться спиной, потому что тут же теряешь контроль над классом. Уроки в классе мальчиков проходят как в клетке с тиграми. А девчонки необычных методов боятся. Им надо преподавать академично.

В обстановке, когда все поставлено с ног на голову, они теряются. Кроме того, их интересуют абсолютно разные вещи. К примеру, когда мы проходим английскую литературу, я показываю фильм «Первый рыцарь».

В результате мальчишки сосредотачиваются на батальных сценах, а девочки смотрят на любовь. Когда всех учат под одну гребенку – это плохо, потому что теряют и одни, и другие.

 Психологи считают, что выпускникам таких школ потом будет очень сложно выстраивать отношения друг с другом, так как у них не было возможности попрактиковаться в общении.

– У нас настолько продумана внеурочная деятельность, что после уроков они всегда вместе, тесно общаются и на перемене, и на внеклассных мероприятиях, делают вместе конкурсы.

Все разговоры о том, что мальчишки не знают, как выдвинуть стул девочке и посадить ее –  ерунда! Конечно, мальчикам без девочек, а девочкам без мальчиков – невозможно. Но мы исходим из того, что на уроке они друг другу абсолютно не нужны, зато после уроков они вместе! 

 Ну что же, вывод можно сделать такой: прежде чем отдать ребенка в однополый класс, взвесьте все «за» и «против», а также не забудьте посоветоваться с ребенком – возможно, его мнение будет решающим для вас.

 

Ольга Косолапова по материалам сети Интернет

 

Другие материалы:

Математика для гимназиста

В школах займутся поисками вундеркиндов

90 дней мучений

Обсудить на форуме


Комментарии для сайта Cackle