•  # 

психолог

Бердникова Анна

Доцент кафедры Педагогики и психологии гуманитарного образования НГПУ. Кандидат филологических наук.

Психолог с большим опытом индивидуального и группового консультирования.

Ведущий тренинговых групп.

Сертифицированный специалист по гуманитарной психотерапии (выпускница Высшей Школы гуманитарной психотерапии (Школа Криндачей), ныне авторская Мастерская психологических тренингов "Архетип" (В.П Криндач, Е.А Соловьева, Москва).

Семейный консультант.

Семейный психолог

Нужны ли ребенку страшные игрушки?

18.01.2012

Обычно родители очень переживают за развитие своих детей. Покупают различные пособия, так называемые развивающие игрушки. А как влияют на развитие страшные игрушки? Нужны ли они детям? Наш психолог Анна Бердникова предложила рассмотреть ситуацию на конкретном примере:

Около года назад мы с мужем развелись. Муж не оставляет ребенка, регулярно берет его к себе в гости, здесь у меня нет к нему претензий. Но в последнее время ребенок привозит от папы охапки всяких монстров. Я уже счет потеряла человекам-паукам, трансформерам, ниндзям, роботам  и прочим уродцам. Мне кажется, что такие игрушки вредны для ребенка. Разговоры с папой на эту тему не помогают. Он считает, что воспитывает в сыне смелость, а я кудахчу, как наседка, беспокоюсь понапрасну. Может быть, монстры и в самом деле не так страшны, и я себя просто накручиваю?

"Страшные" игрушки очень разные. Ответ на вопрос, могут ли они быть  полезны для вашего ребенка, во многом зависит от его возраста и того, как эти игрушки включаются взрослыми в контекст игры ребенка.

Для малыша, еще не достигшего трех лет, «страшные» игрушки могут представлять опасность, способствуя появлению у ребенка страхов, фобий и навязчивых состояний.

 В раннем возрасте дети только начинают познавать мир, учатся разделять по-настоящему опасное и опасное "понарошку", различать хорошее и плохое, доброе и злое. Малышей в этом возрасте легко напугать, и они еще не могут "обыграть" свой страх и таким образом справиться с ним. Ребенок этого возраста не понимает переносных смыслов и метафор, все, что с ним происходит, воспринимается, как настоящее и истинное. Следует ограждать малыша и от страшных игрушек. Если вы заметили, что какая-то, даже самая безобидная на вид игрушка пугает ребенка, лучше сразу уберите ее. Это могут быть любые предметы, вплоть до погремушек, однако, чаще всего, такое случается с заводными и электронными игрушками, слишком большими или слишком яркими и издающими резкие и громкие звуки.

В дошкольном возрасте, от трех до шести лет, дети уже научаются  "отыгрывать" полученные впечатления, в том числе содержание сказок и мультфильмов, примеривают на себя положительные и отрицательные роли. Именно в этот период дети наиболее восприимчивы к всевозможным сказочным и волшебным мотивам. Воображение позволяет малышу "оживлять" любимых героев, как положительных, так и отрицательных. Дошкольник переживает бурный рост фантазии, но еще плохо умеет ею управлять, и с этим связана опасность бесконтрольного взаимодействия со страшной игрушкой в этом возрасте. Поэтому игра с ними должна осуществляться под контролем взрослых. Не стоит дарить страшные игрушки ребенку или оставлять их "жить" в детской. Пусть они хранятся в недоступном ребенку месте и по мере необходимости вместе с вами "приходят" к малышу в игру. Ребенок дошкольного возраста легко "застревает" на образе игрушки, она навязывает ему свое настроение и соответственно характер игры.

Избежать подобных проблем поможет ответственное отношение к выбору и покупке страшных игрушек для ребенка. В классических сказочных образах отрицательных героев есть все, необходимое ребенку: простота и целостность, глубина и психологизм, внешняя выразительность.

Под психологизмом понимаем внутренний мир, характер,  мир эмоций и чувств существа, прочитываемые через внешность. Например, Баба-Яга - с маленькими, подозрительно прищуренными глазками - существо недоброе, настороженное.

 

Произвольность памяти, внимания и воображения формируется к шести-семи годам. Ребенок в большей степени начинает управлять игровым процессом сам. 4-5- летнего ребенка как бы ведет игрушка, а нормальный 6-7 летний ребенок сам командует игрушкой, в том числе и страшной. Так происходит, когда процесс развития не нарушается активными действиями родителей  Например, ловящих ребенка на слабо: зайти в темную комнату или обнять монстра.

 

Игра начинает носить все более формальный характер, ее содержанием в большей степени становятся правила и взаимодействие с партнером, а не сам сюжет. Меняется и отношение к игрушкам, в том числе и страшным. Если в раннем и дошкольном возрасте игрушка как бы обладает "собственной" активностью, побуждающей малыша к порой пугающим его самого действиям, то в старшем дошкольном возрасте ребенок уже в состоянии сам выбирать и удерживать сюжет.

Все это позволяет рекомендовать активное использование страшных игрушек именно в этом возрасте. Хотя для детей этой возрастной группы современные монстры и чудовища уже не представляют такой опасности, но предпочтение стоит все же отдавать традиционным страшным игрушкам.

Увы, современных детей, особенно мальчиков, как магнитом притягивает именно к страшным игрушкам - киборгам, трансформерам и пр. Но родителям не следует "идти на поводу" у ребенка. Постарайтесь сами найти нужную игрушку и сделать ее привлекательной для ребенка.

Не стоит исключать страшные игрушки совсем, ведь они учат взаимоотношениям добра и зла. Страшные герои, как правило, обладают объемным потенциалом и могут быть разноплановыми, могут меняться и трансформироваться в процессе сказки или игры, этого лишены положительные и добрые персонажи. Например, страшилки и уродливые игрушки могут выступать в положении больных или несчастных героев, которые требуют ухода, заботы, лечения.

Отсутствие отрицательных героев делает развитие ребенка плоским, однобоким. Смертельного в этом ничего нет, но это ограничение возможностей ребенка. А чего он мог достичь и каким стать, если бы получил импульс и в этом направлении, родители никогда не узнают.

Но все же важно, чтобы игра ребенка не превратилась в сплошную борьбу, сражение, убийство и чтобы злым и страшным персонажам противостояли хорошие и добрые герои.

 

Другие материалы автора:

Для чего нужны дразнилки

Наказание и чувства родителя

Золотой малыш или капризуля

Примерим роль

Спроси меня: "Как дела?"

В школу с удовольствием

Как подавить бунт в песочнице

Малыш садится на диету

Обсудить на форуме


Комментарии для сайта Cackle