Или зачем ребенку план? 

Не тратим время зря!Или зачем ребенку план?

В детстве у многих из нас была картинка с режимом дня: нарисованный школьник вставал, застилал постель, делал утреннюю гимнастику, завтракал, шёл в школу, помогал по хозяйству и так далее. Так что, идея научить ребёнка планировать свои действия не будет революционной, но зато весьма полезной.

Особенно если вы хотите привлечь ребенка к помощи по дому.

Поговорим об обязанностях.

Кажется, это все ненужный формализм и трата времени. Все дети любят повторять за мамами и приучаются к помощи подсознательно. Для кого-то, возможно.

А какую пользу планирование заданий на день принесло вам и вашим детям?

Приучайте их не тратить своё и чужое время. Время, как известно, одно из самых драгоценных ресурсов.

 Не тратим время зря!Или зачем ребенку план?

Почему нужна наша помощь?

Многие взрослые уверены, что детская прокрастинация, (откладывание дел на потом: «я сделаю это потом/позже/не сейчас», никогда, в общем) – явление непреодолимое, но с возрастом как-нибудь да пройдёт. Не совсем.

Во-первых, если у ребёнка нет конкретного приоритета в деле, то он так и будет хвататься то за одно, то за другое, за всё сразу, не делая по сути ничего толком. Ему нужен вектор (как, впрочем, и многим взрослым).

Во-вторых, родители нередко предъявляют абстрактные требования. «Убери в комнате!» А убрать в комнате – это только разложить игрушки по коробкам или ещё и книги по высоте расставить? Может, ещё пол подмести? А под диваном, оказывается, валяются детали давно забытого конструктора – можно поиграть.

В-третьих, большинство детей ждут от мамы чёткого алгоритма действий: собрать игрушки – переодеться – идти гулять.

 

Составляем план.

 Не тратим время зря!Или зачем ребенку план?

Перечислите вместе с ребёнком все дела, от игр и развлечений до несложных обязанностей по хозяйству. Лучше записать и танцевать уже от этого.

 

Пошаговая стратегия.

Разбивайте пункты на маленькие шаги. 1 дело – 1 задание.

Вернёмся к обязанностям. Вместо смутного утреннего «наведи порядок в комнате», это должно быть:

 

  • застелить постель
  • полить растения
  • дать корм животным и проверить у них поилки
  • протереть пыль
  • подмести пол

 

Не тратим время зря!Или зачем ребенку план?

Подружить со временем.

Чтобы подметание или расстановка книг на полке не затянулись на часы, используйте таймер. Или включите любимые песни ребёнка на диске: две-три, это как раз минут 10-15 – более чем достаточно. Песочные часы очень хорошее визуальное решение. Время, в буквальном смысле, утекает.

 

Реализация.

 

Планер с картинками – визуальный контент, облегчает задачу, особенно для малышей, которые еще не умеют читать.

 

Слайдер – тот же планер, но по принципу вечного календаря, когда по полоске двигается окошко, выделяющее конкретный день, в нашем случае, действие. Демонстрирует прогресс в течение дня: встали, застелили постель, гимнастика, умывание, завтрак, занятия, прогулка…

 

Таймер – учим понимать по часам, чувствовать время, распределять его.

 

Лёгкие шаги – если с играми/творчеством всё понятно, то с заданиями от мамы всё должно быть предельно просто. Не превращайте помощь, (которая, по сути, пока является, актом доброй воли), в утомительную сложную обязаловку. К подростковому возрасту от ребенка тогда, уже точно ничего не добьетесь

 

Что-то новенькое – иногда стоит разбить рутину новым заданием. Доверить что-то большее или новое. Это придаст уверенности в себе, привнесет разнообразие действиям и больше смотивирует ребёнка.

 

Доверие. Не ругать за невыполненное. Мягко указать, напомнить. Наблюдать со стороны – это учит нести ответственность. Если необходимо, повторить о деле дважды и трижды. Иногда ребёнок просто не очень понял, чего от него хотят. Наказание же, отобьёт желание что-то делать.

 

Вознаграждение. Почему многие не одобряют систему материальных вознаграждений? Это быстро перестаёт работать. Ребёнок старается не для того, чтобы было чисто/уютно/удобно, а за награду. Уж лучше платить впечатлениями: всё сделаем – едем в большой парк.

Не тратим время зря!Или зачем ребенку план?

Мама как пример.

Если у мамы в течение дня то одно, то другое, то зависание у монитора или телевизора, вряд ли будет справедливо ругать ребёнка за то, что он заигрался и не сделал чего-то из обязательной программы.

 

Терпение, терпение, терпение!

Ну, тут всё понятно.

Для малышей вчера, три дня назад, через неделю, немного позже, потом – это всё слишком абстрактные понятия, не за что зацепиться. Взглядом, действием, в общем, увидеть и пощупать. И тогда план на видном месте, и часы (песочные, таймер) дают уникальную возможность.

Многим взрослым кажется, что пока дети маленькие, они неорганизованные, а потом, с возрастом, нажмётся волшебная кнопка и отпрыск внезапно подчинится внутреннему ритму. Мягко говоря, не совсем так.

Во-первых, повторяющиеся действия – основа спокойного внутреннего мира малыша (сигнал «всё стабильно!»), а для детей с гипер динамическим синдромом ещё и опора.

Во-вторых, редко что происходит само по себе. Поэтому стоит приложить некоторые усилия – чем раньше, тем проще будет потом. К режиму дня рано или поздно приходит большинство.

По материалам fly-mama.ru

 

Другие материалы:

Школьный режим

Ребенок и деньги

Как приучить ребенка к порядку