•  # 

логопед

Светлана Владимировна Суслова

В 1999г. окончила Московский Педагогический Государственный Университет, получив диплом с отличием. В этом же году (сентябрь 1999г.) пришла в Государственное образовательное учреждение (ГОУ) компенсирующего вида Северного административного округа (САО) г. Москвы. Работала с группами детей, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) и нарушения восприятия и произношения звуков.

В 2002 году по результатам аттестации и лицензирования ГОУ, где работала Светлана Владимировна, была отмечена высокая эффективность ее коррекционной работы в качестве учителя-логопеда.

В декабре 2003г. присвоена первая квалификационная категория.

С 2008г. учитель-логопед в государственном бюджетном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей ВАО г. Москвы.

Общий стаж педагогической деятельности - 13 лет

Не полагайтесь на авось

13.03.2013

Необходимость материала с профессиональным логопедом назревала давно.

С определенного момента я стала обращать внимание, как произносит слова мой ребенок. Начала сравнивать его речь с другими детьми. И, общаясь с молодыми мамами, поняла, что объективно оценить, кому из родителей действительно стоит больше времени уделять развитию речи ребенка, а кому достаточно «поддерживающих» упражнений, может только профессиональный логопед.

Не буду вдаваться в подробности поиска специалиста, отмечу лишь, что он занял несколько месяцев.

Со Светланой Владимировной Сусловой мы быстро нашли общий язык, и, учитывая количество накопившихся вопросов, решено было сделать серию консультаций логопеда. Поэтому не переживайте, если в первых же материалах не найдете ответа на свой вопрос.

«Вундеркинд»: Светлана Владимировна, родители всегда переживают за своих детей, в том числе по поводу речи, произношения звуков. Что же в действительности должно беспокоить в речи ребенка?

Светлана Владимировна: Специалисты выявляют у ребенка так называемую задержку речевого развития (ЗРР) до трех лет. Такие детки медленнее обычного усваивают родной язык.

В чем же проявляется это отставание? С первых месяцев жизни у ребёнка складывается потребность в общении: интерес к окружающим (взрослому), эмоциональное отношение к нему. В норме у ребёнка в 2-3 месяца появляется гуление. Оно приходит на смену крику. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

В 7-9 месяцев появляется лепет. Кроха произносит серии одинаковых слогов: «ба-ба, ма-ма-ма». К концу первого года жизни появляется несколько осознанно употребляемых ребёнком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «баба», «дядя», «би-би», «ав-ав».

Уже на первом году жизни можно понять (определить), есть ли основания для беспокойства.

  • Ребёнок не реагирует на звуки; для него характерно однообразное монотонное гуление.
  • Не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
  • Отсутствие лепета.
  • Не выполняет простые (словесные) команды (инструкции).
  • Отсутствуют игровые подражательные действия.
  • Малыш не реагирует на своё имя.

Далее развитие речи идёт стремительно. Ребёнок начинает произносить всё большее количество осмысленных звукосочетаний и слов. Он просит, требует, указывает, сообщает.

К 1,5 годам он способен показать некоторые части тела. Выполняет простые инструкции. Ему доступно понимание содержания несложных (коротких) рассказов и сказок. В период от 1,5 до 2-х лет появляются предложения, состоящие из двух и трех слов. К двум годам активный словарь составляет 300-400 слов. Слова приобретают общее значение, появляются «слова-действия» (глаголы) и другие части речи, которые употребляются в различных грамматических формах. Предложение состоит из нескольких слов. К концу второго года жизни речь становится основным средством общения.

На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают истории (сказки) по 5-10 минут. Понимают значение слов «большой» - «маленький». Увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству, изобретаются новые слова. Это очень наглядно показано в книге Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти».

Возникает потребность в самостоятельности, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. Активный словарь включает около 1500 слов. К трём годам ребёнок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения.

Основания для беспокойства в этом возрасте могут служить:

  • Малыш не говорит.
  • Воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его. Например: «пику»- «купи», «пэха»- «хлеб».
  • Не строит предложений из накопленных уже слов.
  • В речи ребёнка не появляются глаголы.
  • Строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено. Например. «Тата хочет нет».- «Я не хочу».
  • Не говорит о себе в первом лице, не пользуется местоимением «Я».

В четыре года словарный запас составляет 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие пространственные и временные понятия. Исчезает смягченное произношение согласных звуков. Употребляются предлоги: «по», «до», «вместо»; союзы: «что», «куда», «сколько». Встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

В 5 лет запас слов увеличивается до 2500-3000 (слов). Ребёнок активно употребляет обобщающие слова («овощи», «одежда», «животные» и т.п.) Называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже отсутствуют пропуски, перестановки звуков и слогов (исключение составляют трудные и незнакомые слова (экскурсовод, экскаватор и т.п.) Использует все части речи. Овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В период от пяти до семи лет словарь увеличивается до 3500 слов. Накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (например: «повесить нос», «водить за нос», «задирать нос», «бить баклуши», «ни свет, ни заря» и другие). Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Ребёнок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его успешного обучения в школе.

Что же является проявлением речевых нарушений?

  • Нарушение звукопроизношения - неправильное артикулирование, пропуски и замена звуков.
  • Нарушение слоговой структуры слова - пропуски, перестановки слогов в слове. Лексические недостатки (бедный словарный запас, непонимание значения и смысла слов).
  • Неправильное грамматическое оформление высказывания. Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного высказывания.
  • Темпо-ритмические недостатки - ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, скандирование (послоговое) произнесение слов.

Это усредненные нормы. К ним нужно стремиться и ориентироваться на них. Однако, нельзя исключать индивидуальных особенностей каждого, ведь все мы уникальны.

Если Вы заметили те или иные значительные отклонения в речевом развитии – действуйте! Первый шаг - консультация специалистов (логопеда, дефектолога, невролога, психолога, детского психиатра).

Хорошей профилактикой нарушения речи являются любые проявления активности крохи.

Стимулируйте малыша к действию, радуйтесь успехам – каждому произнесенному им звуку. Используйте различные дидактические игры: кубики с картинками, игрушки-собирайки, игрушки-вкладыши, разрезные картинки, продуктивную деятельность (в результате которой ребенок может видеть продукт своей деятельности - домик из кубиков или конструктора, рисунок, аппликации, лепная поделки), общение в быту. Играя, рассказывайте малышу, что Вы делаете. Говорите с крохой постоянно. Рассказывайте сказки, пойте колыбельные...

На первые три года жизни ребёнка выпадает самый активный период в развитии речи. Не упустите время!

«Вундеркинд»: Почему возникают речевые нарушения?

Светлана Владимировна: Все начинается свнутриутробного развития плода, во время родов и первые годы жизни ребёнка. Во время беременности на развитие будущего ребенка влияет буквально все: от наследственности до микроорганизмов и вирусов. А еще резус-конфликты, срок родов (когда ребёнок рождается недоношенным). Повредить малышу может сама мама, если недополучает солнечного света или, наоборот, слишком увлекается солнечными ваннами. Женщине в этот ответственный (не только за себя, но и будущего малыша) период нужно быть особенно внимательной, так как любые отравления (на работе или дома), токсикоз отрицательно влияют на плод. И уж тем более не стоит принимать лекарственные средства без консультации с врачом… Если вы хотите, чтобы у ваш малыш был здоров физически и психически , то беременность – это прекрасный повод бросить курить, и тем более – завязать с алкоголем и наркотиками. Последите за своим питанием.

Сам процесс родов среди прочего в дальнейшем сказывается и на развитии речи (длительный безводный период, отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция родовой деятельности, быстрые или стремительные роды, применение родовспомогательных приёмов, кесарево сечение, тугое обвитие плода пуповиной, преждевременное рождение, затяжные роды). Большое влияние на развитие речи ребенка оказывают нейроинфекции (инфекционные заболевания, вызванные бактериями, вирусами, поражающими центральную нервную систему, - менингит, энцефалит, полиомиелит и другие) и травмы головного и спинного мозга, полученные в раннем возрасте. Все это и скажется на развитии речи ребенка в дальнейшем.

«Вундеркинд»: «Отклонения» во время беременности, пожалуй, у каждой второй будущей мамы. Что же делать? Ведь с самого рождения к логопеду обращаться, наверное, не имеет смысла?

Светлана Владимировна: Обращаться необходимо, как только вы начали подозревать, что с речью ребенка что-то не так, и вас это беспокоит. Не стоит полагаться на авось. Например, если в течение беременности мамы, родов или раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, если ребенок не начал говорить в год, полтора или даже два года. В этом случае не теряйте времени и обратитесь к неврологу, логопеду и детскому психологу. Чем раньше вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее и тем лучше будет для ребенка.

Логопеды, которые работают с малышами, разумеется, не проводят постановку звуков. Но они занимаются своевременной профилактикой. Это не даст закрепиться вредному навыку, исправит стойкое нарушение и будет способствовать правильному развитию и формированию необходимых умений.

Присутствуйте на каждом таком занятии, интересуйтесь, задавайте вопросы. Фиксируйте (записывайте) все упражнения, игры и речевой материал (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихи, рассказы), используемый на занятиях.Выполняйте все домашние задания по рекомендации специалиста. Это даст более быстрый результат, сократит ваши расходы (если занятия платные) и поможет наладить более тесный контакт с ребенком.

Теперь вы знаете, что считается задержкой развития речи у ребенка, почему появляются эти нарушения и когда следует обратиться к специалисту. На следующей консультации мы поговорим со Светланой Владимировной о том, как в домашних условиях можно помочь ребенку совершенствовать его речевые навыки.

 

Подготовила материал: Надежда Бердникова

 

Редакция журнала благодарит заведующую детского сада №1689 г.Москвы Хомченко Марину Александровну за помощь в подготовке материала.

 

Другие материалы:

Поговори со мною, мама...

Обсудить на форуме


Комментарии для сайта Cackle