психолог

Бердникова Анна

Доцент кафедры Педагогики и психологии гуманитарного образования НГПУ. Кандидат филологических наук.

Психолог с большим опытом индивидуального и группового консультирования.

Ведущий тренинговых групп.

Сертифицированный специалист по гуманитарной психотерапии (выпускница Высшей Школы гуманитарной психотерапии (Школа Криндачей), ныне авторская Мастерская психологических тренингов "Архетип" (В.П Криндач, Е.А Соловьева, Москва).

Семейный консультант.

Семейный психолог

Наказание и чувства родителя

02.05.2010

Детей необходимо наказывать, иначе они вырастут плохими людьми. Они не смогут понять, что хорошо, что плохо. Народная мудрость подкрепляет это убеждение: «Дитя пороть надо, пока поперек лавки лежит, потом поздно будет».
Значит, родитель, поднимающий руку на ребенка, несет ему добро? Помогает ориентироваться в жизни. Что тогда должен чувствовать родитель, наказывающий своего ребенка? Наверное, радость или даже восторг! Мой ребенок вырастет хорошим человеком! Гордость. Я хороший родитель – воспитание идет правильным путем! Энтузиазм. Больше наказаний – лучше ребенок! И еще много-много положительных эмоций. Что же происходит на самом деле в душе наказывающего родителя?
Заглянем на родительский форум.

Моему сынишке около 4 месяцев, случается так, что он хнычет, а я хочу, чтобы этого не было, раздражаюсь до потери контроля над собой, резко хватаю его, ору на него, говорю ужасные вещи в его адрес и сложившуюся ситуацию, шлепаю и трясу, в этот момент ненавижу все и в первую очередь себя, здравый смысл просто покидает меня, я не хочу, чтобы так было, я знаю, как это больно, моя мать была жестокой, я ведь зарекалась не быть такой, а получается, что делаю тоже со своим ребенком.

Младенец хнычет – за это бывает наказан эмоционально и физически. Испытывает ли мама те положительные эмоции, которые описаны выше?  Нет, мама ненавидит себя в такие моменты, но не может с собой справиться, не может себя контролировать. Ей явно очень тяжело и плохо. Тяжело из-за смены привычного распорядка жизни – новорожденный здорово меняет мамино расписание. Трудно перестроиться психологически, а тут ребенок еще оказывается не вполне спокойным. Действия, которые совершает мама, причиняют ей такую же боль, как и ребенку. Она знает это, потому что была по другую сторону баррикад. Она понимает, каково это быть ребенком, которого жестко наказывают. Но не может справиться с ситуацией по-другому. Каждый шлепок ребенка усиливает чувство ненависти к себе. Хотя здесь, наверное, речь идет скорее не о наказании в чистом виде. Мама устала и не может иначе сбросить скопившееся напряжение. К сожалению, так бывает часто, наказание ребенка становится шлюзом для сбрасывания родительских эмоций.
Что можно сделать в этой ситуации? Найти другой шлюз для сбрасывания эмоций. Таким шлюзом может стать регулярный ритуал, например, выбивания диванных подушек. Или чтение сентиментальных романов. Или энергичная прогулка с коляской. Или фантазии о том, как можно распорядиться свободным временем, когда оно появится…

Еще про чувства родителя

В начале лета старший сын пошёл кататься на велосипеде с друзьями. Я предупредила его, чтоб велосипед никому не давал. Так как велосипед могут поломать или украсть. Сын сказал, что понял, никому велосипед не даст. Примерно через час муж выходит на улицу, и видит, как на нашем велосипеде катается чужой мальчик, а наш спокойно за этим наблюдает. На вопрос, зачем он дал велосипед, сын ответил, что Андрею нужно было к бабушке съездить. В общем мы запретили до конца каникул брать велосипед. Сейчас сын просит прощения, умоляет, плачет, чтоб я ему разрешила кататься. И я не знаю, как поступить. Сердце не каменное, и мне очень его жалко, особенно когда плачет. Я ему говорю, что я его простила, но наказание останется в силе. А сердце кровью обливается, грустный такой без велосипеда ходит.

Вещи названы своими именами мама наказала ребенка за проступок или ослушание. Наказание вполне осознанно и последовательно воплощается мамой. Мама целенаправленно формирует в ребенке…что? Убеждение, что своими вещами делиться нельзя? Беспрекословное послушание? Понимание, что жить страшно: велосипед могут украсть или сломать Умение лучше скрывать свои действия? Не увидел бы папа, глядишь, и не лишили бы велосипеда… Любопытно, какой урок должен был извлечь мальчишка из родительского наказания? Ведь урок – это самое важное в наказании, оно для этого и нужно, чтобы научить ребенка совершать или не совершать определенных поступков. Любящий родитель никогда не будет причинять ребенку страдания ради страдания. Здесь сын – младший школьник явно страдает, лишившись с самого начала лета средства передвижения, возможности вливаться в компанию таких же счастливых обладателей двухколесных коней, а также возможности быть щедрым, делиться, вести себя покровительственно по отношению к «безлошадным» друзьям. Так чему должно научить мальчишку случившееся?
Кроме того, хотя у мамы есть твердая уверенность в справедливости наказания, присутствуют сомнения в мере его суровости. Наполнилось ли сердце мамы радостью оттого, что она наказала ребенка за проступок? Нет, «сердце некаменное - кровью обливается». Мама страдает от сурового наказания, которое назначила ребенку. Два родных человека страдают ради чего? Ради соблюдения педагогического принципа.

Анна Бердникова,
психолог

 

Другие материалы автора:

Для чего нужны дразнилки

Золотой малыш или капризуля

Примерим роль

Спроси меня: "Как дела?"

В школу с удовольствием

Как подавить бунт в песочнице

Нужны ли ребенку страшные игрушки

Малыш садится на диету

Обсудить на форуме


Комментарии для сайта Cackle