Детей необходимо наказывать, иначе они вырастут плохими людьми. Они не смогут понять, что хорошо, что плохо. Народная мудрость подкрепляет это убеждение: «Дитя пороть надо, пока поперек лавки лежит, потом поздно будет».
Значит, родитель, поднимающий руку на ребенка, несет ему добро? Помогает ориентироваться в жизни. Что тогда должен чувствовать родитель, наказывающий своего ребенка? Наверное, радость или даже восторг! Мой ребенок вырастет хорошим человеком! Гордость. Я хороший родитель – воспитание идет правильным путем! Энтузиазм. Больше наказаний – лучше ребенок! И еще много-много положительных эмоций. Что же происходит на самом деле в душе наказывающего родителя?
Заглянем на родительский форум.

Моему сынишке около 4 месяцев, случается так, что он хнычет, а я хочу, чтобы этого не было, раздражаюсь до потери контроля над собой, резко хватаю его, ору на него, говорю ужасные вещи в его адрес и сложившуюся ситуацию, шлепаю и трясу, в этот момент ненавижу все и в первую очередь себя, здравый смысл просто покидает меня, я не хочу, чтобы так было, я знаю, как это больно, моя мать была жестокой, я ведь зарекалась не быть такой, а получается, что делаю тоже со своим ребенком.

Младенец хнычет – за это бывает наказан эмоционально и физически. Испытывает ли мама те положительные эмоции, которые описаны выше?  Нет, мама ненавидит себя в такие моменты, но не может с собой справиться, не может себя контролировать. Ей явно очень тяжело и плохо. Тяжело из-за смены привычного распорядка жизни – новорожденный здорово меняет мамино расписание. Трудно перестроиться психологически, а тут ребенок еще оказывается не вполне спокойным. Действия, которые совершает мама, причиняют ей такую же боль, как и ребенку. Она знает это, потому что была по другую сторону баррикад. Она понимает, каково это быть ребенком, которого жестко наказывают. Но не может справиться с ситуацией по-другому. Каждый шлепок ребенка усиливает чувство ненависти к себе. Хотя здесь, наверное, речь идет скорее не о наказании в чистом виде. Мама устала и не может иначе сбросить скопившееся напряжение. К сожалению, так бывает часто, наказание ребенка становится шлюзом для сбрасывания родительских эмоций.
Что можно сделать в этой ситуации? Найти другой шлюз для сбрасывания эмоций. Таким шлюзом может стать регулярный ритуал, например, выбивания диванных подушек. Или чтение сентиментальных романов. Или энергичная прогулка с коляской. Или фантазии о том, как можно распорядиться свободным временем, когда оно появится…

Еще про чувства родителя

В начале лета старший сын пошёл кататься на велосипеде с друзьями. Я предупредила его, чтоб велосипед никому не давал. Так как велосипед могут поломать или украсть. Сын сказал, что понял, никому велосипед не даст. Примерно через час муж выходит на улицу, и видит, как на нашем велосипеде катается чужой мальчик, а наш спокойно за этим наблюдает. На вопрос, зачем он дал велосипед, сын ответил, что Андрею нужно было к бабушке съездить. В общем мы запретили до конца каникул брать велосипед. Сейчас сын просит прощения, умоляет, плачет, чтоб я ему разрешила кататься. И я не знаю, как поступить. Сердце не каменное, и мне очень его жалко, особенно когда плачет. Я ему говорю, что я его простила, но наказание останется в силе. А сердце кровью обливается, грустный такой без велосипеда ходит.

Вещи названы своими именами мама наказала ребенка за проступок или ослушание. Наказание вполне осознанно и последовательно воплощается мамой. Мама целенаправленно формирует в ребенке…что? Убеждение, что своими вещами делиться нельзя? Беспрекословное послушание? Понимание, что жить страшно: велосипед могут украсть или сломать Умение лучше скрывать свои действия? Не увидел бы папа, глядишь, и не лишили бы велосипеда… Любопытно, какой урок должен был извлечь мальчишка из родительского наказания? Ведь урок – это самое важное в наказании, оно для этого и нужно, чтобы научить ребенка совершать или не совершать определенных поступков. Любящий родитель никогда не будет причинять ребенку страдания ради страдания. Здесь сын – младший школьник явно страдает, лишившись с самого начала лета средства передвижения, возможности вливаться в компанию таких же счастливых обладателей двухколесных коней, а также возможности быть щедрым, делиться, вести себя покровительственно по отношению к «безлошадным» друзьям. Так чему должно научить мальчишку случившееся?
Кроме того, хотя у мамы есть твердая уверенность в справедливости наказания, присутствуют сомнения в мере его суровости. Наполнилось ли сердце мамы радостью оттого, что она наказала ребенка за проступок? Нет, «сердце некаменное — кровью обливается». Мама страдает от сурового наказания, которое назначила ребенку. Два родных человека страдают ради чего? Ради соблюдения педагогического принципа.

Анна Бердникова,
психолог

 

Другие материалы автора:

Для чего нужны дразнилки

Золотой малыш или капризуля

Примерим роль

Спроси меня: «Как дела?»

В школу с удовольствием

Как подавить бунт в песочнице

Нужны ли ребенку страшные игрушки

Малыш садится на диету