•  # 

психолог

Бердникова Анна

Доцент кафедры Педагогики и психологии гуманитарного образования НГПУ. Кандидат филологических наук.

Психолог с большим опытом индивидуального и группового консультирования.

Ведущий тренинговых групп.

Сертифицированный специалист по гуманитарной психотерапии (выпускница Высшей Школы гуманитарной психотерапии (Школа Криндачей), ныне авторская Мастерская психологических тренингов "Архетип" (В.П Криндач, Е.А Соловьева, Москва).

Семейный консультант.

Семейный психолог

Консультации психолога. Как подавить бунт... в песочнице

19.10.2011

Многие родители малышей, которые только начинают выходить "в свет", жутко переживают, как сложатся отношения их крохи в обществе. Типичные консультации психолога:

Консультации психолога

Мой сын только-только начинает ходить. Летом он будет гулять ножками, играть в песочнице, а не просто с любопытством рассматривать других малышей. Ему придется с ними взаимодействовать. С одной стороны, меня такая перспектива радует. Но с другой - я не представляю, как защитить своего малыша. Ведь дети в песочнице не только мирно играют, но и сражаются за игрушки. Иногда к ним приходят дети постарше, они как будто не видят, что перед ними малыш, не соизмеряют своих сил. Как сделать, чтобы ребенок был в безопасности, насколько полезно вмешиваться в детские выяснения отношений?

 

О «разборках» в песочнице есть сообщения практически на каждом «мамочковом» форуме. Поэтому мы попросили прокомментировать ситуацию психолога Анну Бердникову.

До тех пор пока ребенок не может постоять за себя сам, его защищают и оберегают родители. Дети до двух с половиной - трех лет легко взаимодействуют со взрослым, но практически не играют между собой. Это связано с тем, что задача возраста - изучение окружающего мира, физических свойств предметов, а не общение. Поэтому часто действия детей, которые выглядят, как будто один малыш хочет обидеть другого,

Консультации психолога

на самом деле таковыми не являются: привлекла внимание оранжевая лопатка, а на другом ее конце оказался другой человечек, чтобы он не мешал процессу познания, его с лопатки надо стряхнуть - ничего личного. Вмешательство взрослого в такой ситуации необходимо. Оно должно быть нейтральным и конструктивным, надо помочь детям разрешить ситуацию мирно, через обмен, очередность, поиск подобного же инструмента и пр. И ни в коем случае не наклеивать ярлыков типа: драчун, жадина, девочки так себя не ведут. Происходящее между детьми не имеет к этим оценкам никакого отношения. Такие оценки детям непонятны содержательно, но интонационно обидны, поэтому не стоит их озвучивать.

Такое вмешательство необходимо, если дети не достигли еще двух с половиной лет, примерно равны по росту, весу и комплекции.

Если ребенок в подобной ситуации просит Вашей помощи, идет за поддержкой и сочувствием, посочувствовать надо обязательно, по возможности объяснить действия другой стороны, ничего страшного, если ребенок не все из ваших объяснений поймет.

Консультации психолога

В том случае, если Ваш малыш вовлечен во взаимодействие со сверстником, но значительно более крупным, то необходимо в первую очередь обезопасить своего ребенка физически, проще всего на время изъять из песочницы. Особенно это актуально, если Вы видите, что чужой ребенок перевозбужден и теряет контроль над своими действиями. Например, начинает размахивать совочком и не может остановиться или интенсивно копает песок, поднимая его на большую высоту. 

Когда вы видите, что ребенок ощутимо более старшего возраста (4-5 лет) приходит в песочницу и начинает задевать малышей. Вы можете начать с сурового взгляда в его сторону. Если это не остановит сорванца, лучше подойти максимально близко к своему ребенку, чтобы в случае чего (ведь старший ребенок пока еще ничего криминального не сделал, вы только предполагаете, что возможны причиняющие ущерб действия с его стороны), находясь максимально близко к малышу, вы имеете возможность быстро отреагировать на любые события. Ваши маневры, скорее всего, не останутся незамеченными ребенком, который выбирает мишень для своих действий, и он, с большой долей вероятности, предпочтет не задевать именно вашего ребенка.

Если вашего взгляда и приближения недостаточно, более старший ребенок продолжает приближаться к вашему с недобрыми, по вашим ощущениям, намерениями. Можно позвать своего малыша, начать играть с ним во что-то вместе, привлечь его внимание чем-то интересным за пределами песочницы.

Если действия ребенка становятся явно направленными против вашего малыша. Старшие дети редко проявляют агрессию по отношению к малышам открыто, но могут делать что-то «как бы случайно»: засыпать игрушки песком; рыть яму за спиной сидящего на корточках малыша, когда тот привстанет, обязательно упадет; «нечаянно» разрушать куличики и пр. В этом случае ребенка можно спокойно спросить о том, что он прямо сейчас делает. Вы тем самым покажете, что заметили его действия, и пока не интерпретируете их как враждебные, даете ему возможность самому объяснить. Если ребенок и в самом деле что-то замышлял, он, скорее всего, буркнет: «ничего!» и оставит в покое Вашего малыша. Если в ситуации не было вредного подтекста, то ребенок может пуститься в подробное объяснение, что именно сейчас делает, для чего это нужно и как здорово будет в конце.

Консультации психолога

Выходит, агрессию в адрес своего малыша в большинстве случаев можно предотвратить, если держать руку на пульсе событий, разворачивающихся в песочнице. А вам всегда удается обезопасить своего малыша, не ограничивая при этом его свободы?

 

 

 

 

Другие материалы автора:

Для чего нужны дразнилки

Наказание и чувства родителя

Золотой малыш или капризуля

Примерим роль

Спроси меня: "Как дела?"

В школу с удовольствием

Нужны ли ребенку страшные игрушки

Малыш садится на диету

Обсудить на форуме


Комментарии для сайта Cackle