•  # 

педагог

Сартр Жан-Поль

Жан-Поль Шарль Эма?р Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж — 15 апреля 1980, там же) — французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист, педагог. Лауреат нобелевской премии по литературе (1964)

Как научить ребенка читать

15.03.2011

Мастер-класс для родителей от Жан-Поля Сартра.

 

Любому родителю хочется, чтобы малыш как можно раньше приобщился к миру книг и научился читать. Но, оказывается, эти проблемы волнуют родителей не только в наше время. Такие вопросы задавали себе и в прошлые времена. Например, эти проблемы волновали одного из интереснейших философов XXвека - Жан-Поля Сартра.

На примере собственного детства он расскажет, как привить ребенку любовь к чтению и, возможно, вырастить из него самого настоящего писателя и философа. В предлагаемом Вам материале ему «помогает» детский психолог Игорь Павлов, который ставит рассуждениям философа вопросы  , которые волнуют современных родителей.

Итак, шесть главных шагов к тому, чтобы приобщить дошкольника к книгам:

1. Создайте вокруг ребенка специальную «книжную» атмосферу. Пусть книги располагаются в каждой комнате на каждом видном и доступном малышу месте. Окружите их ореолом загадочности.

Ж.-П. Сартр: «Я начал свою жизнь, как, по всей вероятности, и кончу ее среди книг. Кабинет деда был заставлен книгами; пыль с них разрешалось стирать только раз в году – в октябре, накануне возвращения в город. Еще не научившись читать, я благоговел перед этими священными камнями: они расположились на полках стоймя и полулежа, кое-где точно сплошная кирпичная кладка, кое-где в благородном отдалении друг от друга, словно ряды менгиров».

2. Для всех взрослых в семье, включая бабушек и дедушек, книги должны стать чем-то вроде интеллектуальных лакомств. Если ребенок видит, что взрослые получают настоящее удовольствие от чтения, рано или поздно и ему тоже захочется приобщиться к этому таинственному источнику радости.

Ж.-П. Сартр: «В комнате бабушки книги не стояли, а лежали на столе; Луиза брала их в библиотеке – не больше двух за раз. Эти безделушки напоминали мне новогодние лакомства, потому что их тонкие, глянцевитые страницы казались вырезанными из глазированной бумаги».

3. Позволяйте ребенку прикасаться к книгам всякий раз, как только ему захочется это сделать. Но не забывайте объяснять, для чего книги предназначены и как правильно с ними обращаться. Разъясняйте и показывайте на собственном примере, как следует брать книгу с полки, аккуратно и неспешно листать ее страницы, «смакуя» каждую иллюстрацию и каждое предложение.

Ж.-П. Сартр: «Я украдкой дотрагивался до них, чтобы причаститься их пылью, но не представлял себе, на что они, собственно, нужны, и каждый день приглядывался к ритуалу, смысл которого от меня ускользал: дед, в повседневном обиходе до того неумелый, что моей матери самой приходилось застегивать ему перчатки, манипулировал этой духовной утварью с ловкостью служителя алтаря».

4. Как только ребенок пожелает иметь свои книги, позаботьтесь о том, чтобы он их тут же заполучил от вас в подарок. Раздобудьте несколько самых красивых и соответствующих возрасту ребенка книг и торжественно вручите ему. Ни в коем случае не ругайте ребенка за попытки играть с книгами, как со всеми прочими игрушками, иначе это полностью отобьет у него охоту даже близко к ним подходить. Просто еще раз объясните ему их истинное предназначение. И в этот же вечер перед сном продемонстрируйте малышу свое мастерство обращения с книгой, почитав ему вслух несколько увлекательных сказок или стихотворений.

Ж.-П. Сартр: «Я еще не умел читать, но был настолько заражен снобизмом, что пожелал иметь собственные книги. Дед отправился к своему мошеннику-издателю и раздобыл «Сказки» поэта Мориса Бушора – фольклорные сюжеты, обработанные для детей человеком, который, по словам деда, глядел на мир детскими глазами. Я пожелал немедля и по всей форме вступить во владение книгами. Взяв два маленьких томика, я их обнюхал, ощупал, небрежно, с предусмотренным по этикету хрустом открыл «на нужной странице». Тщетно: у меня не было чувства, что книги мои. Не увенчалась успехом и попытка поиграть с ними: баюкать, целовать, шлепать, как кукол. Еле удерживаясь, чтобы не разреветься, я в конце концов положил их на колени матери. Она подняла глаза от шитья: «Что тебе почитать, мой родной? Про фей?» Я недоверчиво спросил: «Про фей? А разве они там?»

5. Но не спешите проглатывать вместе с ребенком книгу за книгой. Растяните удовольствие от чтения одной книги на несколько дней. Дайте нетерпеливому ребенку понять, что, если он хочет побыстрее узнать продолжение сказки или рассказа, ему впору подумать о том, как научиться читать самому. Предоставьте ему для этого все условия, побуждайте и хвалите любые попытки раскрыть книгу самостоятельно. Пусть он пробует читать, рассматривая картинки, вспоминая, о чем читали ему вы, пока не поймет: чтобы узнать смысл каждого слова, необходимо научиться грамоте.

Ж.-П. Сартр: «Я проникся завистью к матери и решил отбить у нее роль. Завладев книжкой под названием «Злоключения китайца в Китае», я уволок ее в кладовую; там, взгромоздившись на раскладушку, я стал представлять, будто читаю: я водил глазами по черным строчкам, не пропуская ни одной, и рассказывал себе вслух какую-то сказку, старательно выговаривая все слоги. Меня застигли врасплох – а может, я подстроил так, чтобы меня застигли, – начались охи, и было решено, что пора меня учить грамоте. Я был прилежен, как оглашенный язычник; в пылу усердия я сам себе давал частные уроки: взобравшись на раскладушку с романом Гектора Мало «Без семьи», который я знал наизусть, я прочел его от доски до доски, наполовину рассказывая, наполовину разбирая по складам; когда я перевернул последнюю страницу, я умел читать».

6. В доме не должно быть запрещенных для ребенка книг. А те, до которых, вы считаете, он еще не созрел, лучше скройте от его глаз подальше, дабы они не искушали его. Зато позвольте ему командовать всеми остальными книгами. Регулярно пополняйте его собственную библиотеку интересными художественными произведениями, детскими иллюстрированными справочниками и энциклопедиями, рассказывающими о насекомых, птицах, животных, людях, технике. Каждая такая книга должна содержать в себе целый мир, который ребенку захочется познать и сделать своим собственным миром знаний.

Ж.-П. Сартр: «Мне позволили рыться на книжных полках, и я устремился на приступ человеческой мудрости! Это решило мою судьбу. Книги были для меня птицами и гнездами, домашними животными и полями. Книги – мир, отраженный в зеркале; они обладали его бесконечной плотностью, многообразием и непредугаданностью».

 

Источник: http://www.goodhouse.ru

Другие материалы:

Кому нужны книжные собаки?

"Книжкины игры" 

Обсудить на форуме


Комментарии для сайта Cackle