Учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 1591 г. Москвы.

 

Закончила с отличием Пензенский государственный педагогический институт им. В.Г. Белинского.

 

Стаж педагогической работы — 26 лет. Дважды участвовала в конкурсе «Учитель года».

 

Будучи женой военнослужащего, побывала во многих городах и не утратила страсть к перемене мест. Люблю путешествовать.

Тюменева Светлана Викторовна

Каникулы…

 

 Каждый школьник с нетерпением ждет этого заветного времени, когда можно не вставать рано, не проводить большую часть светового дня в стенах школы, не делать до позднего вечера домашнее задание. Наконец пришло время заслуженного отдыха и восстановления физических и душевных сил!

А теперь задумайтесь:

  • ребенок не идет в школу, а сидит дома или гуляет во дворе;
  • его мозг работает не активно, т.к. нет необходимости постоянно трудиться и размышлять над заданиями учителя;
  • у ребенка нет необходимости читать интересные книги, научные статьи в энциклопедиях, мастерить что-либо своими руками, развивать свое воображение и т.д. и т.п.

Примеров бесполезного времяпровождения можно привести еще уйму. А между тем ребенку (особенно младшему школьнику) просто необходимо постоянно и всеми органами чувств познавать этот мир.

Как же быть? Не секрет, что мы — учителя, частенько задаем ребятам задания на каникулы. А что могут предложить своему чаду родные, которые всякий раз размышляют: «Чем бы таким интересненьким занять нашего любимчика?».

А выход есть. Предлагаю Вашему вниманию несколько заданий, которые позволят ребенку познать и увидеть что-то интересное, поразмышлять, сотворить, попробовать свои силы в решении жизненных ситуаций.

Итак, в период каникул врачи рекомендуют проводить на свежем воздухе не менее четырех часов в день. Как провести это время с наибольшей пользой для здоровья? Вот несколько заданий, которые можно дать всему классу или ребенку индивидуально:

Фотоконкурсы «Мой самый крутой пируэт на коньках»,

«Лыжня зовет» — во время каникул сделайте как можно больше интересных, необычных фотографий вашего катания на коньках или лыжах.

  • Конкурс «Кто добежит до Арктики?» — пользуясь шагомером, измеряйте расстояния, которые вы проходите в течение каникул, а в первый учебный день определится победитель, прошедший наибольшее расстояние + измеряется общий километраж учащихся класса
  • Фотоконкурс среди одноклассников или друзей «Снежная скульптура, архитектура»
  • Поучаствуй в «Конкурсе следопытов». Почитай книги В. Бианки, энциклопедии, собери коллекцию следов птиц, животных. Сфотографируй следы на снегу, идентифицируй их. Расскажи о находках одноклассникам.
  • «Пейнтбол не для слабонервных» — напишите сочинение-описание «Как мы семьей играли в пейнтбол»
  • Подготовь рассказ «Новая встреча с дедом Морозом». Дополни его фотографиями, презентацией.

 

Еще одна группа заданий — социальной направленности:

  • Акция «Думай о других» — подготовь новогодний подарок своими руками бабушке или дедушке. Для этого поговори с ними, узнай, о чем они мечтают, какой рукотворный подарок они хотели бы получить. Не лишним было бы узнать, как праздновали Новый год и Рождество в их детстве. Вариантом трансляции этого задания может быть рассказ одноклассникам или создание фотоальбома.
  • «Новогодние (Рождественские) встречи» — придумай сценарий встречи Нового года или Рождества: продумай идею, наполни ее интересными заданиями, конкурсами для гостей, приготовь подарки и сувениры за участие в конкурсах, заранее попроси гостей подготовить творческий номер (не забудь про «творческий ответ» гостям)
  • Узнай, где у тебя в городе можно прокатиться на тройке лошадей. Выясни как можно больше об этом месте. Подготовь сюрприз для родителей: попроси их отвезти тебя в это место, уговори прокатиться на тройке, устрой для них небольшую экскурсию во время катания.
  • Узнай о русской традиции колядовать на Рождество (спроси у взрослых, посмотри фильм «Ночь перед Рождеством», найди информацию в интернете). Организуй группу одноклассников, родственников для Колядок.

Разучите песни, придумайте костюмы Козы, Медведя, Кобылы. Расскажите одноклассникам об этом мероприятии.

  • Узнай рецепт маминого (папиного) любимого блюда и научись его готовить.

Ну а если случилось так, что во время каникул ребенок вынужден большую часть дня проводить дома, его можно занять и другими интересными видами досуга:

  • Укрась свой дом к новому году так, чтобы поднять настроение соседям: необычно распиши окна, укрась входную дверь рождественским букетом и т.п. Поделись с одноклассниками своей задумкой.
  • «Выучи самое красивое стихотворение о зиме». Ребенок должен прочитать как можно больше стихотворений на заданную тему, выбрать среди них самые красивые, определиться, какое стихотворение ему нравится больше других, выучить его, подготовить выступление для членов семьи (выразительное чтение, мимика и жесты, элементы костюма и т.п.)
  • «Собери коллекцию ярких впечатлений, воспоминаний, мудрых изречений, фантиков, почтовых марок, наклеек…». Оформи коллекцию, подготовь творческое выступление для класса.
  • Посмотри театральную афишу твоего города, сходи на понравившийся спектакль, а потом найди и прочитай книгу, по которой он бы поставлен. Сравни спектакль с прочитанной книгой, подготовь выступление для класса.
  • Придумай новогодний костюм из бросового материала: газет, пластиковых бутылок, целлофановых пакетов.

Серия заданий, которые могут перерасти в мини-проекты класса:

  • «Мой край» — отправьтесь в путешествие по любимым или неизвестным местам своего города или области. Найдите красивые пейзажи и сфотографируйте их. Эта идея может быть оформлена в виде небольшого слайд-шоу из фотографий, музыки и закадрового текста. Конечно, это осуществится при условии поддержки со стороны родителей и наличии желания учителя.
  • «Экскурсия в зоопарк» — сходи на экскурсию в зоопарк и узнай, какие животные Красной книги там обитают.
  • «Экскурсия в музей» — можно определить конкретную цель посещения, например: какие выставки проходят в музее во время каникул, сколько залов и экспонатов в музее. Если удастся посетить несколько учреждений, то сравни их: чем они отличаются друг от друга. Интересно потом будет сравнить с результатами других учеников в классе.
  • Придумай настольную игру «Герои любимых литературных произведений» («Веселая математика», «Веселая грамматика», «Happy English» и т.п.), разработай правила игры, систему подсчета очков, составь вопросы и задания. Представь свою игру одноклассникам.
  • Изготовление кормушек. Наблюдение за птицами: предпочтение какой пище (крупа, зернышки) отдают разные виды птиц.
  • Понаблюдай за погодой на каникулах. Проверь, всегда ли сбываются народные приметы. Составь по наблюдениям таблицу.

Конечно, это только малая часть того, что можно предложить ученику на каникулах. Но и этого вполне хватит для расширения кругозора, физического и эстетического развития ребенка. Главное — чтобы ребенок получал удовольствие от самого процесса, а не стремился к абы какому результату. Дерзайте, дорогие читатели! Успехов вам!

Да, и счастливого Нового года и Рождества!!!

 

Другие материалы автора: