мама

Инна Прибора

Инна Прибора

Закончила журфак МГУ, работала редактором мужского глянца FHM. Мама двух детей, интересуюсь вопросами воспитания и образования

Чего хотят дети

02.03.2017

Бывает, что выдающиеся способности, демонстрируемые ребёнком, могут вскружить голову родителям и заставить их ходить с задранным кверху носом.  Такая позиция родителей может навредить маленькому гению. Мама двоих детей Инна Прибора  попыталась разобраться в таких ситуациях. Как быть и что делать родителям, если все вокруг твердят, что «вот у вашего-то ребёнка — точно талант!».

Выявить талант

Чего хотят дети

Есть некоторая проблема с тем, что мало кто знает, как выглядит одарённый ребёнок в раннем возрасте. Когда человек уже стал Моцартом или Эйнштейном, мы легко можем сделать выводы: «Неудивительно, что он открыл теорию относительности! Ведь он уже в три года играл на рояле!» Сумятицу вносят и популярные заблуждения, поддерживаемые массовой культурой. Все знают, что если ребёнок похож на гика, у него заикание, очки с толстыми линзами и проблемы со сверстниками, скорее всего, это будущий гений.

Многие родители вскакивают со стула и кричат, что у них ребёнок-индиго, лишь увидев, как креативно парень наматывает на вилку макароны.

Выявить способности на глазок трудно. Поэтому традиционно этот вопрос отдаётся преподавателям, педагогам в кружках, тренерам и организаторам олимпиад: они имеют доступ к средней температуре по больнице, поэтому к их мнению можно прислушиваться.

В Америке суперспособности выявляются при помощи тестов, которым подвергаются школьники, начиная с младшей школы. У нас тестов на интеллект в школах обычно не проводят, и когда учитель сообщает, что ребёнок одарённый, он имеет в виду, что школяр с лёгкостью решает задачи, запоминает стихи, схватывает сложные темы на лету, блещет зрелыми рассуждениями. То есть проявляет академический талант. Кстати, даже с академическими талантами ученик может не блистать на экзаменах. Например, из-за тревожности или привычке перепроверять ответ задачи шесть раз. Такого ребёнка не отметит тест, но вполне отметят внимательные мама с папой.

 Другой вид признанной одарённости — творческий — проявляется в стихах, поэмах и живописи, но, опять - же, с академическим налётом: если ребёнок одарённо раскрасил школьную стену граффити, родителям, конечно, намекнут на его способности, но далеко не в хвалебном ключе. То есть школа заметит одарённость, если она связана с успеваемостью и учебными дисциплинами, а ещё — если попадётся внимательный педагог.

Современные психологи считают, что типов одарённости гораздо больше. Например, известный американский психолог Говард Гарднер предлагает шесть типов интеллекта, а значит, и столько же возможностей быть одарённым.

Среди них лингвистический, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический и личностный интеллекты. Этот взгляд расширяет наши представления о талантах и позволяет надеяться, что хоть в какой-то сфере у ребёнка есть уникальный дар: «Ну и что, что Никита не решил задачу. Вы бы видели, как он на перемене построил всю школу в шеренгу и отчитал завуча за промахи в организации детского досуга».

Нам стоит проявить особую чуткость к ребятам с неакадемическими способностями, потому как в учебных заведениях фантастические таланты по выстукиванию дробей или рисованию карикатур принято гасить.

Не клеить ярлыки

Чего хотят дети

Младенец с книжками и очками.

Каждый год количество детей со сверхординарными способностями растёт, уверяет английский психолог и автор книг об одарённых детях Джоан Фриман. Есть, конечно, подозрение, что это связано с пристальным вниманием родителей. Раньше, заметив, как ребёнок насвистывает пятую симфонию и складывает в уме трёхзначные числа, никто не бежал в специальную комиссию по одарённости. Похвалятся перед соседями и всё. Сегодня талантливые дети находятся под пристальным вниманием и родителей, и специалистов, а это может оказаться нелёгким грузом. Не понятно, сохранятся ли способности и дальше. «Вундеркиндный тип развития не всегда залог гениальности. Большая часть таких детей впоследствии себя никак не реализует», — говорит профессор МГППУ, руководитель Московского городского центра по работе с одарёнными детьми Виктория Юркевич.

Как правильно оценить потолок своего ребёнка.

Кроме того, всегда есть вероятность, что тебя догонят не столь развитые пока сверстники, начнут показывать язык и обзываться «особо одарённым». А каково разочаровать родителей, которые всем уши прожужжали о гениальности ребёнка и гордо носили его рисунки лягушки в трёх проекциях на выставку в музей? После того даже карандаш в руки брать не хочется. А вдруг упадёшь с высоты, вдруг окажешься не тем, вдруг не оправдаешь ожидания самых дорогих людей?

Джоан Фриман установила, что у тех детей, чьи родители подчёркивали их одарённость, были эмоциональные проблемы гораздо чаще, чем у настолько же талантливых ребят, но с родителями, которые никак не показывали своей радости. Что - же, получается: просто закрыть глаза на его гениальность? Оказывается, нет.

Создать особые условия

Чего хотят дети

Ребёнок изучает математику.

Специалисты сходятся на том, что одарённые дети отличаются высокой познавательной способностью. То есть им интересно размышлять о теории чисел, сочинять симфонию про ослика и зарываться в глаголы китайского языка. Значит, обычные уроки в третьем «Г» классе не могут утолить жажду знаний юного дарования. «Переводите Ваню сразу в пятый!» — агитирует классная руководительница, показывая рукой в сторону аудитории, где все ребята превышают Ваню в объёме в три раза. Это пугает.

Обыденное мнение тут однозначно: «Не надо нам никаких опережений! Лишь бы здоровенький!»

Страшит то, что ребёнок не сможет найти с товарищами общий язык, что это сильно повредит его социальному статусу, а значит, и самооценке, что это создаст пробелы в знаниях и превратит его в маленького изгоя, который прячется за футляром от скрипки. Однако за ускорение и перевод в другой класс выступают специалисты, участвующие в долговременном эксперименте SMPY (Study of Mathematically Precocious Youth). Эксперимент этот заключается в том, что вот уже почти 50 лет учёные фиксируют успехи пяти тысяч человек, которые в школе получили максимальные оценки за математический тест.

Исследователи SMPY считают, что талантливому малышу надо плюнуть на авторитет среди одноклассников и сосредоточиться на учебной работе, а уж выгоды от перепрыгивания через класс обязательно проявятся. Если в другой класс или в специализированную школу переходить не получается, они рекомендуют более скромные меры, такие как, например, доступ к сложным материалам. Учёные изыскания говорят о том, что талантливые ученики, у которых было больше образовательных возможностей, продолжили карьеру на более высоком уровне, чем столь же умные ребята, но без трёх репетиторов, пяти факультативов и дополнительных он-лайн - курсов.

Осторожно с нагрузкой

Чего хотят дети

После того как вы записали дочь в сильнейшую гимназию и десять новых кружков по профилю, будет нелишним узнать, что принудительная деятельность может поломать всю увлечённость ребёнка. «Если способности развиваются только в любимой деятельности, то сами по себе длительные занятия, проводимые без желания ребёнка, любые дополнительные занятия с точки зрения развития способностей либо бесполезны, либо просто вредны, так как деятельность по принуждению увеличивает отрицательное отношение к ней», — делает выводы детский психолог Виктория Юркевич в книге «Одарённый ребёнок. Иллюзии и реальность».

Мы написали это не для того, чтобы все наконец-то бросили проклятую музыкалку, а для того, чтобы убедить родителей хотя бы изредка спрашивать у своего подрастающего гения: «А тебе-то нравится занятия? А что тебе нравится? А куда бы ты пошёл? Что? Уже три года ненавидишь кружок исследователей ракообразных?! Чего ж ты молчал?». Потому что ребёнку в этом вопросе порой можно доверять даже больше, чем статьям на «Меле».

 

Подготовлено по материалам mel.fm

Фото: iStockphoto (Choreograph, AGrigorjeva, djedzura, YakobchukOlena)

 

Другие материалы

Кому нужны вундеркинды?

 

Обсудить на форуме


Комментарии для сайта Cackle