педагог

Януш Корчак

Родился в Варшаве 22 июля 1878 года в интеллигентной ассимилированной еврейской семье.

Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. Там царила жёсткая дисциплина, поход в театр или поездка домой в каникулы возможны были только после письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10—11 лет) преподавалась латынь, во втором — французский и немецкий, в третьем — греческий.

С пятого класса (15—16 лет) начал подрабатывать репетиторством.

В 1898 году Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета, одновременно обучался на подпольных высших курсах. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с результатами педагогической деятельности Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересуется школами и детскими больницами.

В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот», которым руководил (с перерывом в 1914-18 гг.) до конца жизни. В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности.

В 1914-18 гг. Корчак находился на Украине, в частности, в Киеве, где, кроме деятельности военного врача, занимался обустройством детского дома для польских детей, а также написал книгу «Как любить ребёнка».

10 шагов навстречу

05.09.2012

Педагогическое наследие Я.Корчака


Все мамы и папы хотят, чтобы их ребёнок рос здоровым, умным, добрым и стал по-настоящему счастливым человеком. Но одной родительской любви и интуиции для этого мало. Ведь в жизни все хорошее, как и плохое, развивается по определённым законам.

Десять правил, которым должны следовать родители, чтобы их ребёнок вырос счастливым.

 

1.  Не лгите детям.

Ложь стара, как мир. Мы обманываем ребёнка, исходя из соображений сиюминутного комфорта, а штраф, который мы платим, гораздо больше и неприятнее. Чаще всего мы платим утратой доверия ребёнка, в худшем случае – тем, что у него создаётся разрозненная, противоречивая картина мира вместо непротиворечивой и целостной. В мире, где слова родителей не соответствуют действительности, ребёнку крайне трудно жить.

 

2. Если не знаете, что ответить ребёнку, помолчите и подумайте.

Помогите себе: возьмите тайм-аут. Ничего страшного в словах «я отвечу тебе завтра» нет. Время, которое вы выиграли, потратьте на то, чтобы сформулировать для себя причины своего страха. Чего боитесь? Почему не можете чего-то сказать? Скорее всего, вы придёте к тому, что боитесь не за ребёнка, а за себя, боитесь, что правда может разрушить вас самих. Дети могут воспринять любую правду, если её нормально воспринимает взрослый, который ребёнку её «преподносит». Сначала справьтесь сами с собой, затем говорите с ребёнком. Только не лгите!

 

3. Знайте: забывчивость – это тоже разновидность обмана.

Пообещали – и забыли.

И ребёнок забыл. Потом ребёнок вспомнил. И обиделся постфактум. Нехорошо. Если обещаете – выполняйте. Если у вас плохая память – записывайте. Если вспомнили, что забыли, – поговорите об этом с ребёнком. Скажите, что вспомнили и что обязательно выполните обещанное. Это укрепляет доверие ребёнка к миру, учит его быть обязательным, даёт ему понять, что вы его уважаете.

 

4.  Никогда не имитируйте общение, интерес, участие.

Не говорите: «Ах, как здорово ты нарисовал», глядя при этом в телевизор. Либо оторвитесь от сериала, либо честно (!) скажите: «Прости, дорогой. Я сейчас занята и как следует не могу поглядеть. Я закончу и посмотрю хорошенько, что ты нарисовал». Опять же – не обманывайте: когда закончите – обязательно посмотрите.

5. Не делайте своему ребёнку лишних подарков, откупаясь за то, что недостаточно уделяете ему времени.
За своё отсутствие «платите» присутствием: идите вместе куда хотите, дарите ребёнку своё время, а не деньги. Способ откупаться подарками за то, что «не долюбили» ребёнка, – предшественник товарно-денежных отношений в любви. А если хотите, чтобы малыш достойно вёл себя в магазине, своевременно расскажите ему, что такое деньги и откуда они берутся.

 

6 . Если не правы, искренне просите у ребёнка прощения.

Взрослые заблуждаются, когда считают, что они непогрешимы и всегда правы. Помните: любой диктат творит зло.

 


7. При любой возможности позволяйте ребёнку выбирать: еду, одежду, игрушки в магазине.

Так он получает представление о том, что имеет право на собственное мнение, и это мнение учитывается.

 

8.  Отказ принимайте всерьёз.

Если вы считаете, что ребёнок имеет право сказать «нет» в конкретной ситуации, – соглашайтесь. «Ты хочешь поехать на выходные к бабушке?» – «Нет». Значит, не везите его к бабушке. Иначе не стоило и спрашивать.

 

9.  Не конкурируйте за любовь второго родителя.

Всячески поддерживайте в ребёнке уважение к нему. Не спрашивайте: «Кого ты больше любишь?» Ребёнок не должен чувствовать себя виноватым из-за того, что в данный момент предпочёл кого-то из родителей, иначе вы укрепляете его в мысли, что родителей можно сравнивать и назначать «лучшего» или «худшего». В идеале, каждый родитель должен быть незаменимой, эксклюзивной фигурой.

 

10.  Хвалите детей!

Отмечайте их хорошие поступки, их успехи в каком-либо виде деятельности. Но не говорите: «Ты самый лучший!» «Лучшим» быть тяжело!

Обсудить на форуме


Комментарии для сайта Cackle