Одна из проблем, обсуждавшихся на семинарах экспертной группы по доработке Стратегии 2020 "Новая школа", — нарастающее несоответствие школы требованиям семьи. Обычному общему образованию родители нередко предпочитают семейное образование и экстернат. Возможна ли успешная социализация ребенка вне школьных стен, в интервью рассуждает основатель проекта "Семейное образование" Игорь Чапковский.

— Игорь Моисеевич, каковы формы получения общего образования за пределами школы?

— Согласно российскому законодательству, родители любого ребенка могут перейти на семейную формуобучения. Ребенок является учеником своей школы, проходит в ней аттестацию, но обучается дома. Формы аттестации и условия взаимодействия со школой определяются письменным договором между родителями и школой. Учащийся может приходить на консультации или отдельные занятия. Важная особенность этой формы обучения — компенсация. В ряде регионов родителям компенсируют сумму в размере норматива обучения на одного ребенка. В Москве с сентября 2011 года сумма компенсации составляет от 73 тысячи рублей в год в начальной школе и до 110 тысяч рублей в год на старшеклассника 10 и 11-го классов..

Вторая форма — экстернат. Учащиеся-экстерны обучаются самостоятельно. Для получения аттестата они обязаны пройти две аттестации — в 9 и 11-м классах любой школы. Но компенсацию они не получают.

Существует также надомное обучение для больных детей — на основании рекомендации врача. Учителя посещают ребят на дому по договоренности с родителями.

— Почему родители здоровых детей предпочитают, чтобы они учились дома?

— Основная причина в том, что нынешняя школьная система в значительной мере отстала от жизни. Ведь современная школа возникла в эпоху индустриализации и служила ликвидации безграмотности будущих рабочих. Общество радикальным образом изменилось, но школа продолжает функционировать, как и в начале XX века.

Многие педагоги говорят о том, что классно-урочная система устарела, однако во всем мире она продолжает существовать. Более того: у нас до сих пор нет подлинного разнообразия в обучении. Родители же все чаще стремятся обеспечить детям индивидуальный подход и творческие методы обучения.

— Какие группы родителей предпочитают обучать детей сами? С чем это связано?

— Это родители самостоятельные, ответственные, смелые, креативные, жертвующие собственным временем и силами ради своих детей. В России, увы, не ведется статистических исследований, и потому нет исчерпывающих данных. Однако в Москве — а это пока основной центр семейного обучения в России — обучать детей дома предпочитают люди с высшим образованием. Приблизительно треть семей — многодетные, очень много семей с двумя детьми. Если старшего ребенка родители обучили сами, то второго, скорее всего, им будет намного легче  учить тоже в семье.

Раньше семейное обучение или экстернат часто выбирали родители действительно проблемных детей. Сейчас к семейному образованию обращаются родители детей, которые хорошо учатся, но которые в школе оказались психологическими аутсайдерами. Сверстники не любят "ботаников"! На мой взгляд, образовательная функция нашей школы угасает, школа становится местом "тусовок" и "камерой хранения" для детей. Каких-то родителей, например, очень занятых на работе, это устраивает, других — нет… Школьные коллективы формируются произвольным образом, атмосфера в них часто нездоровая, и потому все чаще родители выбирают для детей семейное обучение уже с младших классов.

— Не испытывают ли потом такие дети проблем с социализацией в вузах?

— Скорее наоборот. У них больше возможностей для гармоничного развития. Недостатка в общении со сверстниками они не испытывают: посещают кружки, спортивные секции, музыкальные или художественные школы. Их социализация проходит более естественно и менее травматично. Такие дети привыкли много заниматься самостоятельно, у них нет проблем, какие испытывают их сверстники, попав в вузы: жесткого контроля учителя уже нет, а самодисциплина еще не сформировалась…

Семейное обучение никогда не заменит школу полностью. Да и не всем детям и всем родителям оно подходит. Однако те, кто убедился в преимуществах семейного образования, не захотят от него отказаться.

Это здоровая альтернатива, не противопоставленная школе, а взаимодействующая с ней, помогающая и школе развиваться, улучшаться, находить новые современные формы обучения.

В тех странах, где семейное образование имеет давние традиции, родители объединяются и обучают детей сообща. Они выбирают программы, организуют работу детей в малых группах и общие консультации для группы один-два раза в неделю. Такие подходы можно применить и в обычной школе, чтобы обеспечить и вариативность, и индивидуальный подход, и гуманную социализацию.

 

Источник:https://ria.ru/