Чему научат дети? 

В конце прошлой недели в Совете Федерации РФ прошла торжественная церемония награждения победителей президентского конкурса «Россия, устремленная в будущее».

Дети приехали в Совет Федерации в Москве, чтобы учить власть. По крайней мере, так считает Лилия Гумерова, первый заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре. Она внимательно прочитала  все сочинения победителей конкурса «России, устремленная в будущее», и во время презентации проектов у нее возникло несколько вопросов:

— Неужели роботы заменят учителей?

— Правда, что оценок в школах больше не будет?

 Чему научат дети?

Ведь руководству страны хотелось бы понимать, каким видят будущее нынешние школьники и к чему надо готовиться в будущем. Пройдет немного времени, и сегодняшние дети будут руководить этой страной. А пока подготовиться к такой перспективе им помогает участие в различных конкурсах.

 Чему научат дети?

В сентябре во время открытого урока в Ярославле Президент РФ Владимир Путин предложил детям написать сочинения, какой они видят Россию на рубеже 2040-2050-х годов. Результаты были опубликованы на портале «Одаренные дети».

Итак, каким же видят будущее победители конкурса?

 Чему научат дети?

Восьмилетняя Ярослава Белянкина из  Костромы представила свой проект-сказку.  В ней, она находит под подушкой дневник девочки, живущей в 2047 году. Из него она узнает, что в то время появятся новые предметы, такие как — изучение здорового образа жизни «Здоровьика». А «Талантика» — предмет,  в котором каждую неделю развивается новый талант. Учителям помогает электронный проверяющий: он сам ставит оценку и указывает, что нужно подправить. Некоторым детям прописываются витамины для ума и таблетки от лени… По словам Ярославы, она собирается стать преподавателем, как и ее мама, и «увидеть школу будущего своими глазами».

 Чему научат дети?

К сожалению, на церемонию награждения не смогли приехать многие дети из отдаленных регионов страны. Но те, кто добрался, приняли активное участие в дискуссии. Виолетте Дзюбенко  из Ростова-на-Дону помогали ее одноклассники, которые поддержали ее работу над проектом.

Во время презентации своего проекта Виолетта рассказала о своем видении профессии будущего:

— Думаю, будет востребована такая профессия, как тренер по разработке личных качеств. И наиболее важными качествами я считаю уверенность в себе, смелость в реализации своих проектов, коммуникативность. Сама я в будущем планирую стать таким специалистом и изучать социологию.

 Чему научат дети?

Юный  ярославский вундеркинд Илья Раевский в 10 лет учится в 7 классе, а в 14 уже планирует поступать в Сколково, где его уже ждут.  Свои идеи он считает реально осуществимыми.

— Первый мой проект – это искусственное дерево с датчиком воздуха, которое будет устанавливаться на детских площадках. Если воздух чистый, листья останутся зелеными. По мере загрязнения они будут менять цвет. Второй проект — мягкая дорога с безопасным покрытием. Повреждения дороги будут устраняться автоматически при помощи дрона — контролера.

Удивительно, но назначенную губернаторскую стипендию он использует для развития собственного Детского научного центра, где сам проводит уроки химии, собирает с ребятами дроны, изучает робототехнику. В научный центр он принес свой телескоп и 3D-принтер, на котором была изготовлена фигурка льва, подаренная лично президенту Путину. Илья не сидит без дела, а активно реализовывает свои проекты.

Чему научат дети? 

В других сочинениях ребята рассказывали, как в школе будущего учителям помогают роботы. А преподаватели становятся наставниками и вдохновителями. Вместо оценок появляются уровни владения предметом. Нет учебников, а есть электронный носитель. На химии 3D-принтер печатает таблицу Менделеева. Ученики летают в космос в очках дополненной реальности и виртуально знакомятся с произведениями художников из Третьяковской галереи. В целом, школа становится «лифтом, который помогает нам подняться вверх».

 Среди профессий будущего школьники назвали сити-фермеров, молекулярных диетологов, модераторов снов, дизайнеров эмоций, специалистов по робоэтике. Человеком будущего станет активный, справедливый профессионал.

 Чему научат дети?

В конкурсе было представлено несколько номинаций:

школа будущего,

инновации в сфере образования,

идеальный человек будущего,

профессия будущего,

выпуск новостей в 2040 году,

урок истории в будущем,

один день из моей жизни в будущем.

 

Руководитель интернет-портала «Одаренные дети» Марина Волынкина рассказала о том объеме работы, которое было проведено жюри:

— Мы получили 2,5 тысячи работ. Сочинения были от 2 до 15 страниц, и на каждый проект была составлена рецензия. В конечном итоге было определено 115 победителей.

 Чему научат дети?

В жюри конкурса трудились студенты и преподаватели  ИГУМО. Отбор был двухэтапным. Призовые места были распределены неравным, но максимально справедливым образом. Например, в номинации «Идеальный человек будущего» было 11 первых мест и лишь одно второе. Проделанную работу  участникам засчитали, как производственную практику.

Член жюри Сухроб Шарипов, сам студент 2 курса, с удовольствием читал сочинения школьников.

— Удивило, что все проекты были добрые. Дети предлагали решение проблем без агрессии. Запомнились идеи о робоэтике, чувствующем роботе.

— Завидуете молодым участникам?

— Нет, конечно. Ведь получилась командная работа. Дети делятся своими идеями, а мы помогаем им.

 Чему научат дети?

Победители получили дипломы и подарки. Возможно, им будут назначены губернаторские стипендии.

В рамках портала «Одаренные дети» задуманы мастер-классы, открытые уроки и вебинары, где детей будут учить основам теллинга, презентаций, правилам построения текста. А в июле этого года будет проведена профессиональная школа Патриум.  

 Чему научат дети?

Лилия Гумерова,  сама в прошлом педагог, подчеркнула важность помощи детям родителями и учителями:

— У детей возможности безграничные. И уже задача взрослых —  их поддержать.

Когда-то  давно я посвятила свое первое родительское собрание в школе теме «Любите своих детей».

— От педагогов сейчас часто слышишь, что «дети уже не те». Что вы об этом думаете?

— Дети те же самые. Но они используют много современных выражений, стали более мобильными, быстрее воспринимают информацию. Мир стал технологичнее, много цифровой электроники.  Теперь главное, чтобы технологии не захлестнули душевность. И тут опять важна роль взрослых.

 Чему научат дети?

Хотя победители конкурса должны были присутствовать на награждении без родителей, для самых молодых участников было сделано исключение. Восьмилетнюю Ярославу сопровождала мама, Ирина Леонидовна.

— Каково быть мамой одаренного ребенка?

— Интересно. Сейчас я вижу своей задачей дать ребенку попробовать разные направления, чтобы она потом сама определилась. С детства  мы с ней много читали. Дочка сочиняет сказки и очень любит литературу, участвует в конкурсах чтецов, театральной школе. Помимо этого Ярослава занимается акробатикой, и даже уроки учит, в буквальном смысле, вверх ногами.

 Чему научат дети?

 

По мнению специалистов, такие конкурсы могут помочь привлечь школьников к государственным делам, к проектированию будущего страны. И крайне важной становится общекомандная работа властей, детей и их родителей. Ведь, в конечном счете, неважно, кто кого учит.  Главное, что это очень интересно: создавать сегодня  будущее своей страны, вне зависимости от возраста.

Чему научат дети?

Редакция нашего журнала  выражает благодарность Татьяне Ворожцовой, декану факультета журналистики ИГУМО, за помощь в подготовке материала.

 

Материал подготовила

Алиса Гаранина

Фото  Надежды Бердниковой

 

Другие материалы

Детские конкурсы красоты в России

«Твой памятник Победы». Награждение.