Учебный год быстро пролетел. И вот пришло время одиннадцатиклассникам писать Единый Государственный Экзамен. Правда, некоторые родители учеников не понимают надобности в нем, считая, что дети, таким образом, ничему не учатся и что нужно вернуться к старой системе проверки знаний.  Нам бы не хотелось с этим согласиться, и поэтому будем опираться на факты.

9 мая Станислав Крымский, ученик 10 класса Петербургской Академического лицея «Физико-техническая школа», выиграл золотую медаль на XVIII Азиатской физической олимпиаде. И вообще, если подводить итоги за весь прошедший год, то статистика оптимистична. Из разных точек России приходят сведения о том, что дети занимают призовые места на Всероссийских и Международных олимпиадах по разным учебным дисциплинам.  

Конечно, можно подумать, что такие школьники –  исключения из правил. Но и с этим можно поспорить. Например, каково было наше удивление, когда дети лет двенадцати объясняли не только химические формулы глюкозы и глицерина!

А происходило это на научном фестивале для школьников «WOW! HOW? ». Он проходил в апреле в Москве в Российской Академии Наук. Фестиваль «WOW! HOW?» — это перфоманс — живая картина, с которой знакомят публику. И зрители сами могут стать участниками в предлагаемых научных экспериментах. Все мероприятие  — это смесь интерактивов, экспериментов и лекций.

«Современным детям интересно почувствовать себя исследователями, – говорит руководитель программы фестиваля, Тимур Лайшев. – Ведь в школах, к сожалению, не могут до конца удовлетворить потребность детей вникать во что-то самим, делать вещи своими руками. По своему опыту знаю, что намного лучше знания усваиваются за счет эмпирического опыта, когда все действия и эксперименты происходят непосредственно с участием детей».

 Не все потеряно!

На фестивале было представлено 15 зон с мастер-классами, где дети могли не научиться чему-то новому и показать свои знания и умения. Лекторы же рассказывали им о природе оползней и землетрясений, и о том, как выглядят нити ДНК, и почему человечество стало пользоваться  цифрами и счетом.

Но было и то, чего делать школьники точно не умели – это накладывать швы. В медицинской лаборатории показывали, как правильно это делать. Для наглядности использовали кожуру грейпфрута. Правда, и тут один из ребят смог отличится. Он всего за 2 минуты наложил шов на пятисантиметровую «рану»!

Не все потеряно!

«Школьникам безумно нравится медицина, — говорит Светлана, один из организаторов медицинской лаборатории. — Показать, как и что делать нам  не сложно. А ведь в будущем, в экстренной ситуации такие знания могут пригодиться ребенку – он сможет помочь и себе, и другому».

Поистине показать свои знания по химии ребята смогли в физико-химическая лаборатории. Она называлась «Научный буфет». Когда один из аспирантов спросил посетителей, какая формула глицерина и глюкозы, мальчики и девочки лет двенадцати начали, перебивая друг друга кричать ее. Это действительно повергло нас в шок, ведь, если честно, мы и сами не знали ответа. Тут же дети, увидев соду и уксус, начали рассказывать о том, как сделать почти настоящий вулкан. Вот это молодцы!

«Моему сыну очень нравится здесь, особенно опыты. Он оббежал все мастер-классы, выставки и лекции и остался под впечатлением от всего фестиваля. Я ничуть не жалею, что поддалась на его уговоры приехать сюда» — рассказывает его мама Елена Крылова.

Не все потеряно!

Удивляли нас и школьники с огромным паззлом России. Организаторы разбили территорию нашей страны на множество частей. И школьники постарше, практически не глядя в атлас, собрали всю Родину воедино.

Не забыты и роботы. У подростков была возможность самим сконструировать робота, управлять им и, конечно, устраивать битвы механических машин. За боями внимательно следили все, начиная от мальчишек и девчонок до их родителей.

Не все потеряно!

«Я обожаю роботов! Они такие крутые» — делится своими впечатлениями шестилетний Петя.

 И вот пришло время ребятам немного поумерить свой пыл и полюбоваться интересными вещами в стиле «стимпанк». Представленные вещи в лавке — это смесь прошлого и будущего с оттенком антиутопии. Необычные украшения, очки «авиаторы» и большой паук, сделанный из каких-то спиц, нитей и труб. Над этой конструкцией надо было еще подумать, чтобы понять, как мастера умудрились придумать такое. А художники рисовали портреты посетителей, делали аквагрим. Также там наливали коктейли, в составе которых был сухой лед. Нам вначале показалось, что они пьют  пар или туман!

 Не все потеряно!

 

Фестивальные лекции также отличались своей оригинальностью. Это вам не занудные «пары», когда  приходится слушать и записывать все, что говорит преподаватель. Тут совсем не так. Лекторы давали возможность детям самим рассказать о том, что они знают по той или иной теме. Например, одна девочка рассказала об опыте «Танцующая змея». Во время реакции, по ее словам, результирующее вещество быстро увеличивается, при этом извиваясь как змея. Но и организатором было чем удивить. Например, на «Химии в кино» демонстрировали методы получения огня  и дыма в боевиках или фильмах о войне.

Не все потеряно!

А на лекции о возможностях человеческого мозга подробно объясняли, как устроен механизм «серого вещества» и как устроена человеческая память. Оказывается, что человек может жить, ничего не помня. Тут же приводят в пример — Генри Густава Молисона, который последние 55 лет своей жизни ничего не мог запомнить. После аварии в 19 лет его начали мучить частые припадки, которые не давали мужчине спокойно жить. Тогда в возрасте 27 лет он согласился на рискованную операцию по удалению двух  «извилин» в срединной части мозга. Припадки прошли, однако в ходе операции хирург случайно повредил гиппокамп пациента – небольшой участок обонятельного мозга, отвечающий за запоминание новом информации. В результате у Генри Молисона развилась редкая форма Корсаковского синдрома, при которой человек помнит своё далёкое прошлое, но не может запомнить ничего нового.

 И все-таки, не смотря на довольно высокий уровень знаний детей, у организаторов фестиваля был «туз в рукаве» — это большое шоу  «Научный беспредел». Профессор,  аспирант и лаборант показали школьникам,  как «делают» настоящую науку. Более 20-ти самых впечатляющих и редких экспериментов на главной сцене РАН!

Не все потеряно!

Интересной была и форма подачи, и объяснения научных терминов. Большая часть шоу выглядела, как шалости. Поэтому школьников сложно было оторвать от представления. Однако ведущие не забыли предупредить, что все эксперименты, которые дети, возможно, захотят повторить, должны проводиться с обязательным соблюдением техники безопасности и под присмотром взрослых. А финал шоу просто поражал – девушка в железной кольчуге,  танцевала стоя на катушке Теслы,  держа в руках специальные лампы, которые имитировали разряды  «настоящих» молний. Это выступление проходило в сопровождении современной музыки. 

«Мой восьмилетний племянник кричал от восторга, от музыки и разрядов! Всем рекомендую!» — рассказала после представления посетительница Юлия Вьигина.

Проведя на этом фестивале время, мы пришли к выводу, что наши дети умнее нас будут по части науки. И если кажется, что в школах их ничему не учат, то это, конечно же, не так. Ну а нам остается только пожелать удачи одиннадцатиклассникам на ЕГЭ!

                                                                              Подготовила Ольга Ломухина

Другие материалы

День святого Патрика 2017

Роботы среди нас