Как накормить ребенка, если он отказывается от еды?

«Как накормить ребенка, если он отказывается от еды?» – вопрос для большинства родителей очень актуальный.

И если о том, что и в каких количествах давать малышу, мы имеем какое-то понятие, то с вопросом как «подружить» его с продуктами, от которых он наотрез отказывается, дело обстоит гораздо туманнее.

Ответ на него знает Лика Длугач, автор книги «Как накормить ребенка» и мама троих детей.

Ниже опубликован отрывок из ее книги, который, мы надеемся, поможет мамам справиться с этой проблемой.

…Если вас беспокоят сложные, запутанные либо вовсе отсутствующие отношения вашего ребенка с некоторыми продуктами, главное понять – это ваша паранойя, или действительно ребенку недостает того, что вы считаете нужным.

В том случае, если борьба с паранойей невозможна или проиграна, и вы задались целью любой ценой накормить ребенка тем, что ему не нравится, или нравится, но он не ест, или он этого вообще даже не пробовал и пробовать не желает, придется проявить терпение и фантазию.

Но сначала убедиться в том, что ребенок не ест этого чего-то потому, что чувствует себя от этого продукта плохо. Такое тоже бывает.

Например, не нравится консистенция. Многие дети испытывают рвотный рефлекс, если в пюреобразной пище попадаются непромолотые комочки или мелкие кусочки. Или этот продукт слишком мягкий. Или желеобразный.

Как правило, такая характеристика относится к очень мягкой рыбе типа палтуса, или слишком разваренному мясу и овощам. В таком случае ребенок, если уже внятно говорит, использует характеристику «скользкий».

В этом случае ясно, что делать: пюре очень тщательно измельчать, а остальным продуктам сохранять их естественную структуру, не переваривая.

Один из моих детей, к примеру, не пьет компот, если тот непрозрачный, потому что в нем могут быть мелкие частички. По той же причине он не пьет свежевыжатый апельсиновый сок. И фруктовые коктейли. Но если всё это процедить, пить будет.

А творожок с мелкими частичками фруктов сын научился есть. Привык. Но не сразу и не просто так. Вначале он наотрез отказывался. Потом я объяснила, что это просто куски его любимой клубники, и выковыривала их при нем, скармливая по мере извлечения.

Когда оставался практически чистый творожок, ребенок спокойно его съедал.

Несколько раз оказывалось, что не все кусочки выковырялись, но паники это не вызвало, поскольку он же их видел отдельно от творога и даже съел. То есть ознакомился по отдельности со всеми компонентами. А потом в один прекрасный момент просто взял баночку и съел малиновый творожок, поскольку кусочки в нем – вовсе не кусочки, а зернышки от ягод. Сейчас спокойно ест фруктовые творожки, не вынимая ни кусочки фруктов, ни мой мозг.

Кстати, вариант с подробным рассказом о продуктах и способе их появления в том виде, в котором их впервые видит дома на столе ребенок, отлично работает.

Довольно долго длился у нас с детьми период такого рода диалогов: «Мама, а из чего сделан сыр?» – «Из молока». «А откуда берется молоко?» – «Молоко дают коровы, которые пасутся на лугах, едят травку и кормят своих телят, и нас с вами. Доят коров специальные работницы, доярками зовутся, или не менее специальные аппараты для дойки, которыми управляют те же доярки. Затем молоко отвозят на ферму и делают сыр. Делают его так…». «Мама, а как делается хлеб?» «Хлеб, дети, сначала выращивают на полях…»

И так далее до бесконечности.

Совместные походы в магазин и на рынок тоже сопровождались рассказами о продуктах и способах их добычи. Такие мероприятия имели отличный поэтапный эффект. Дети ведь не любят неожиданностей. Вот и знакомство с продуктами проходило многоступенчато:

от прилавка на ярмарке, где персики предстали не очищенными от шкурки гладкими дольками, а бархатистыми нежнобокими ароматными мячиками, которые к тому же дали подержать в ладошке, до обеденного стола на кухне. Между этими точками был этап сумки, в которой мы вместе несли до дома персики. Был процесс их выкладывания в миску. Потом мы вместе их мыли, привыкая к ним прикасаться.

Затем мы положили их на тарелку и нюхали. Поворачивали, рассматривали хвостик, которым этот чудесный фрукт еще совсем недавно крепился к ветке. Придумывали, как хозяин сада со своей семьей собирал эти персики, нежно отрывая каждый от дерева и стараясь их не помять. Всё еще испытывая недоверие, мы один персик разрезали на половинки и рассмотрели, что у него внутри. Внутри оказалась великолепная косточка. Такая неровная, вся в бороздках и очень твердая.

Вынули косточку и долго думали, как будем есть этот персик. Очистим от шкурки и нарежем на небольшие кусочки, чтобы есть вилкой, или, сохранив ему велюровое одеяние, порежем на дольки-лодочки. Решили сначала на лодочки. Дольки получились просто прекрасные.

Перед принятием окончательного решения сошлись во мнении, что надо бы лизнуть дольку. Ну, чтобы наверняка не ошибиться. Полизали, даже надкусили самый кончик вместе с кожицей. Кожица не понравилась. Бинго! Шкурку сняли, на кубики порезали и вилкой съели.

Такой метод поэтапного знакомства с едой работает даже с детьми с довольно серьезными проблемами в развитии: дисфагией (затрудненным глотанием), сенсорными расстройствами, аутизмом. Называется он food therapy, то есть пищевая терапия.

К сожалению, у нас в стране практически нет специалистов по такой терапии. Ее проводят в комплексе с другими, в специальных лечебных центрах. Обидно, что только там понимают, насколько важна для ребенка еда, и что никакого насилия не должно применяться к человеку, если он не хочет есть тот или иной продукт.

Основные шаги пищевой терапии, которые отлично работают с любыми детьми, вне зависимости от их состояния здоровья:

1. Смотреть на еду.

2. Нюхать еду.

3. Трогать еду (прикасаться к ней губами).

4. Лизать еду.

5. Пробовать еду.

6. Есть еду.

Последний пункт может достигаться и с десятой, и с пятнадцатой попытки.

Но дать возможность самому привередливому или опасливому ребенку привыкнуть к еде и к мысли о том, что он может ее съесть, просто необходимо.

Как накормить ребенка, если он отказывается от еды?

Помимо структуры, ребенку может не нравиться цвет предлагаемой еды. Например, цвет вареного мяса вообще мало кому нравится. Тем более ребенку, у которого эстетическое восприятие мира вообще очень сильно. Поэтому, неопределенного цвета мясные пюре, или кусочки мяса, или курица, а то еще и разваренной рыбы – совершенно невозможная для маленького эстета еда.

Курица должна быть приятного цвета, и здорово, если ребенок увидит ее в свежезапеченом  виде ещё в духовке, когда она с золотистой корочкой, благоухая ароматами чеснока и специй, выплывает из нее под восхищенные охи и ахи домочадцев. Такой продукт, пусть он даже и будет потом лишен шкурки и порезан на мелкие кусочки, вызовет положительные эмоции.

Кстати, очень многим детям надо сначала увидеть еду целиком. Перед разделкой. Потому что не все дети доверяют тому, что видят у себя на тарелке после вмешательства родителей. Рыба должна быть предъявлена в целом виде. И если вы предполагаете готовить еду кусочками в виде рагу, бефстроганова, азу или еще как-то, то лучше сначала показать ребенку ее в естественном виде. Так ему спокойней будет. Заодно научите ребенка правильно разделывать ту же курицу, например. Или разбирать цветную капусту на соцветия.

Многих мучает вопрос – стоит ли идти на разные ухищрения и даже на обман, чтобы накормить ребенка тем, что он есть не хочет. Ну какая, в сущности, разница, курицу есть или утку? Но к курице ребенок привык и согласен на нее, а слово «утка» его смущает.

Надо ли говорить ребенку, что это курица, а не утка, и под видом знакомой птицы скармливать ему незнакомую? Не все дети поймут, что вкус такой же незнакомый, как и сама эта странная «утка». А вид у мяса такой же.

Некоторое оправдание такому обману есть. Многие дети просто боятся новых продуктов. И не едят их не потому, что им не нравится вкус или вид, а потому, что они им не доверяют. Готовить на всю семью утку, а ребенку-ретрограду, отдельно курицу или что-то альтернативное, не всегда возможно просто из-за отсутствия времени. И если вариант с подлогом прокатывает, то почему бы и нет?

Но если вы чувствуете, что этот номер не пройдет, лучше не пытайтесь – подорвете доверие ребенка к вам, а заодно и ко всему, чем вы его будете пытаться после этого накормить. Такой неудачный опыт может привести к отказу и от многих уже хорошо знакомых продуктов.

Специалисты по детскому питанию советуют следующее. Поскольку дети любят яркое, и чем больше, тем лучше, то можно на тарелку выкладывать продукты разных ярких цветов. Например, помидор, огурец, кукурузу, оранжевый сладкий перец и веточку укропа.

Все яркое, красивое, привлекает внимание. Что-нибудь из этого ребенок обязательно съест. Или выложить из этих продуктов смешной рисунок на тарелке.

Так же очень хорошо работают «поделки»  из овощей и фруктов. Машина из банана, киви и яблока съедается, обычно, без остатка. Так же, как мышки из творога, редиски и огурцов.

Но самый работающий способ, как мне кажется, все-таки наглядный пример.

Если вы с аппетитом едите что-то, на что ребенок обычно не смотрит, и даже ему не предлагаете, по крайней мере, это вызывает любопытство.

А если вы еще и наваливаете (главное не перестараться, чтобы не вызвать подозрения в навязчивой рекламе предлагаемого вами блюда), даже самый скептически настроенный ребенок поинтересуется и даже, вероятно, попробует.

У моего среднего такой способ срабатывает с 7-й, в общей сложности, попытки. Максимум с восьмой. Сначала он игнорирует, а на предложение попробовать отвечает: «Спасибо, я это не люблю». Дальше диалог в духе:

– Дорогой, попробуй лазанью.

– Спасибо, я не хочу. Я ее не люблю.

– Но ты же никогда ее не пробовал.

– Да. Но я ее не люблю.

– Как же ты можешь говорить, что не любишь лазанью, если ты ее никогда не пробовал?

– Не пробовал. Но точно знаю, что не люблю.

И так далее по кругу. В следующий раз, когда я готовлю лазанью, я ее не предлагаю.  

Он интересуется – что это такое. После чего диалог повторяется: – Попробуешь? – Нет, спасибо. Я не буду, Я ее не люблю. – И так далее. Потом он еще разок, принюхавшись, интересуется неизвестной едой, потому пробует, говорит: «Спасибо, очень вкусно, но я не буду». Потом пробует еще раз уже с двумя подходами, затем выдерживает паузу и, в конце концов, начинает ее есть.

Мне ужасно нравятся в рамках освоения с детьми, а также их родителями разнообразные мастер-классы, которые сейчас в изобилии появляются в модных ресторанах и кафе. Отведите ребенка на такой мастер-класс. Там он сам, с помощью настоящего повара, из хорошо видимых и осязаемых продуктов приготовит что-то, о чем он даже раньше не думал, что это можно есть. Неужели, вы думаете, что он не попробует творение своих рук? Лизнет и куснет точно.

Далее – по накатанной. Вы повторяете с ним это блюдо дома, пока он не начинает его есть. Между прочим, ничто не мешает вам самим устроить мастер-класс дома и приготовить с детьми какую-нибудь вариацию известного, и любимого им блюда. С новыми ингредиентами. Дело точно увенчается успехом.

 

Источник: breadsalt.ru

Другие материалы:

Рецепты из курицы для детей

Паучья добыча

Картинки на тарелке

Как вводить прикорм?