Ашберн 28.03.2024
11℃ Скорость ветра:
2.57 м/c
29.03 30.03 31.03
14° 10° 10° 19°
Яндекс.Метрика

Про «Жизненность»


Мы продолжаем публиковать  уроки Кристины Выборновой в нашей школе Юного писателя.

 

Третий «урок» 

 

Про «Жизненность»

Не так давно был у меня разговор с одной художницей. Она очень интересовалась у меня, откуда я беру идеи для книг. Я несколько удивилась постановке вопроса и, в свою очередь, сказала ей:
— Так вы же сами художник. Вы откуда сюжеты для своих картин берете?
— Я реалист, я из жизни беру.
— Вот и я оттуда же, — сказала я и не покривила душой.
    Поскольку, какой бы ни был жанр, в котором вы пишете, даже если это сказки или фантастика, они не будут представлять никакого интереса без опоры на реальную жизнь. Однако опора — это не копия.
    С «жизненностью» у начинающих писателей вообще бывают обычно две крайности. Первая — вообще не жизненно. Вторая — СЛИШКОМ жизненно. Разберем их по очереди.

Про «Жизненность»

1) Вообще не жизненно. По-другому говоря, недостоверно и ходульно. Это когда герой, который изначально подается как малограмотный грубиян, вдруг начинает сыпать изысканными оборотами и энциклопедическими знаниями. Это когда другой герой, страстно влюбленный в некую даму, на середине книжки забывает о ней (видимо, вместе с автором), в результате чего производит впечатление сумасшедшего. Это когда третий герой неожиданно идет туда, куда ему по всей логике характера не надо, и это ничем не мотивированно: например, боящийся высоты тихий ученый вдруг прыгает с парашютом или бегает с пистолетом в зубах…

Про «Жизненность»

ПУТИ БОРЬБЫ: Тщательная проработка характеров. Вы должны четко понимать, что вы — не всесильный Господь, который может крутить своей Вселенной как хочет. Если уж вы выдумали герою какой-то нрав, надо изменения в нем проводить мотивированно («меня что-то вдруг как под руку толкнуло» за мотивацию не считается). Если нет времени проводить мотивированные изменения характера героя, меняйте сюжет, потому что иначе потеряется та самая жизненность, и персонажи превратятся в плоские картонные фигурки, которые автор, скучно позевывая, щелчками гоняет по игровому полю. Так можно запороть весь сюжет, поэтому важность этого момента нельзя недооценивать.

 2) СЛИШКОМ жизненно. Удивительно, но тоже плохо, причем эффект выходит почти такой, как в первом случае. Только там картонки, а тут, в лучшем случае, опись. Ситуация еще усложняется тем, что писать «как в жизни» молодых студентов творческих вузов поощряют, в результате чего из-под их перьев выходят такого рода опусы:

«Мы с Васей пошли к метро. Для этого надо было перейти дорогу. Мы встали перед светофором, подождали, пока загорится зеленый, перешли по «зебре» и спустились вниз по лестнице. У стеклянных дверей было много народу, так что получилась небольшая толчея: я выронил резиновый наушник от плейера, а Васе развязали и оттоптали шнурки. На эскалаторе я воткнул в ухо оставшийся наушник и включил плейер. «Че слушаешь?» — спросил Вася. «Аллу Пугачеву», — ответил я. «А-а-а, понятно, — сказал Вася и сошел с эскалатора. — Ты завтра на физру пойдешь?» «Наверное, нет, я там уже сдал все», — сказал я. «Тогда на третьей паре увидимся. Ну, все, мой поезд, я пошел», — Вася помахал мне, повернулся и исчез за мраморной колонной. Я дождался своего поезда и тоже поехал домой…»

Достоверность описанных событий не вызывает сомнений, а вот художественность — как раз наоборот. Почему? Очень просто: текст БЕСЦЕЛЬНЫЙ. Нам дается много подробностей, с которыми нам совершенно нечего делать. В хороших книгах герои что-то делают всегда ЗАЧЕМ-ТО. Их поведение и описание окружающей обстановки либо позволяет лучше понять характеры персонажа, либо идею книги, либо готовит нас к какому-то повороту сюжета.

Про «Жизненность»

ПУТИ БОРЬБЫ: Разберем подробнее этот же текст с уехавшим Васей. Обилие деталей не подводит нас ни к чему. Зачем герои стояли на «зебре»? Мы хотим что-то описать? Там нет описаний. Мы хотим остановить повествование и дать им поговорить? Но они не разговаривают. Мы хотим показать, что они законопослушны? Но в дальнейшем тексте это снова никак не отыгрывает. Значит, «зебра» лишняя, хотя и жизненная деталь, и ее надо убрать либо переделать.

Толпа у входа, оттоптанность шнурка и потеря наушника — снова ненужные детали. Потеря наушника никак не влияет на то, что и как герой потом слушает в своем плейере, а оттоптанный шнурок не заставляет Васю, например, споткнуться на эскалаторе. Зачем тогда опять столько нерабочих подробностей?

Диалог героев бессодержателен, как большинство диалогов, списанных впрямую из «настоящей жизни». Как связано то, пойдут герои на физру или нет, с «зеброй», толпой у входа, развязанными шнурками и Аллой Пугачевой в плейере? Никак.

Какой же тогда вообще смысл во всем отрывке? Некоторый все-таки есть: герои сменили локацию. Таким образом, после переделок этого насквозь жизненного эпизода в эпизод художественной литературы мы получим краткое, но более адекватное: «Мы с Васей дошли до метро и разъехались по домам».

Про «Жизненность»

Какие можно сделать выводы? Нельзя быть в отрыве от жизни, но нельзя и быть ее рабом. Подобно как не всякая фотография является художественным произведением, хоть в точности повторяет реальность, так и не всякие подробности достойны книги. Писателю нужно создавать свою реальность.

                       Мы надеемся, что эти уроки помогут вам, будущие писатели! 

 

Фото: artonline.ru, markfrm.blogspot.ru,

stene.ru, peoples.ru, stihi.ru


     Другие материалы:

Ловушки описания главного положительного героя

Откуда берутся идеи для творчества

 

 

система комментирования CACKLE

Детский Интернет-журнал «Вундеркинд»
© Изготовлено «Продюсерским центром «Мульти Медиа».
Сайт является средством массовой информации. Свидетельство Роскомнадзор Эл №ФС77-42558.

Грант